Сфера искусства в Казахстане: от слов к рекомендациям

Какую роль может сыграть отечественная массовая культура в свете задач модернизации страны? Какие меры следует предпринять государству для развития и поддержки данной сферы с учетом специфики и потребностей самой казахстанской культуры? Эти два главных вопроса стояли в повестке обсуждения, которое прошло в Институте мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента РК - Елбасы.

В рамках круглого стола «Модернизация и массовая культура: вызовы и перспективы» эксперты и профучастники поделились мнениями и комментариями о том, куда развивается массовая культура Казахстана и чего ей не хватает.

Руководитель представительства ИМЭП в Алматы, модератор Аскар Нурша, открывая мероприятие, отметил, что важен «откровенный диалог», а также выразил надежду на то, что «он будет продолжен».

Театр есть

Актер театра Артишок Чингиз Капин обозначил сразу несколько проблем современного театра в Казахстане. Одной из главных, по его словам, является проблема привлечения зрителей. Которая в свою очередь связана с дороговизной рекламных услуг и афиш.

- О нас мало кто знает, - заявил он.

По его мнению, государство может решить эту проблему, поддержав современный театр в вопросе продвижения.

- Необходимо, как нам кажется, убрать налог на афиши и рекламы. Конечно, есть люди в сфере рекламы, которые поддерживают нас, но это происходит точечно, - заметил г-н Капин.

Что касается перспектив развития театра, то актер выразил пессимистичные взгляды.

- Перспективы развития театра слабые. Ощущение, что вот-вот ты должен иметь запасную лодку в виде другой страны, города, - сказал г-н Капин.

С другой стороны, есть не менее важная проблема. Как заметил актер, для современного театра также важно не вмешательство государства в его художественный репертуар.

- Наш театр  успешен, потому что мы сами решаем, какую тему развить и какого режиссера пригласить. Тенденции в обществе, направленные на морализаторство, которые прикрываются честью и достоинством, очень тревожны. В последнее время вектор общественного мнения, который формируется государством, направлен  на то, чтобы блюсти мораль, которая оказывается псевдопричиной ретроградства и верность принципам, сформированным при Советском союзе. Это тормоз развития современной культуры. Не хватает профессиональной критики. Но мы не останавливаемся, мы работаем, - отметил г-н Капин.

Казахский киногерой

Если в театре худо-бедно ситуация выравнивается, то с казахстанским кино она несколько иная.

- Наши сети предлагают то, что предлагают российские киносети. Сказать, что у нас есть уникальный кинопрокат, сложно. Не берем в пример Узбекистан, где 90% узбекские фильмы. Отчасти отвечая на ваш вопрос по поводу театра, в кино – вы не назовете в Казахстане ни одного социологического исследования. У нас нет социологии кино, у нас нет социологов кино. Я себя не называю кинокритиком, хотя стараюсь этим заниматься, - заявил кинокритик, философ Олег Борецкий.

-  Мы до сих пор не знаем, что хотят смотреть кинозрители. Мы интуитивно понимаем, что они пойдут на комедию. Кассу собирают фильмы «Келинка Сабина», «Побег из аула». Но, с другой стороны, объективно у нас нет кино для детей 6-12 лет.

Что касается содержания фильмов, то г-н Борецкий выразил опасения: наша массовая культура  не занимается вопросами духовности.

- Мы говорим про интертеймент. Но нашему молодому человеку нужны ответы на жизненные вопросы. Массовая культура этого не делает, - отметил философ.

В свою очередь кинокритик Карим Кадырбаев заметил, что казахстанский герой кино в корне отличается от голливудского.

- В основе массовой продукции США – то, что мы называем self-made person. То есть герой, который стал выше и лучше общества. А казахстанский герой – стремится стать таким же как все, то есть не лучше и не хуже общества. Это проблема казахстанской драматургии. А это основа нашего общества. Поэтому Геннадий Головкин там в США, а Димаш Кудайбергенов в Китае, Сабина Алтынбекова в Японии. Потому что тут нельзя быть круче остальных. Не хватает современного актуального героя….Поэтому нам легче уйти в эпосы, казахское ханство. У  нас нет своего Бэтмена, Человека-паука, Супермена. Наше кино ничем не привлекает и ничему не учит, - заметил г-н Кадырбаев.

Кино на казахском не интересно?

Любопытные данные озвучил PR-менеджер киносети Chaplin Андрей Мануйлов. По его словам, среди казахстанцев есть пятерка популярных жанров – комедии, фэнтези, экшн-кино, анимация и ужасы.

- Интерес к этим жанрам не угасает. Казахстанское кино тоже делает успехи. Кайрат Нуртас, квнщики нашли свою тему. Они доказали, что можно в Казахстане делать кассовое кино, но это только на территории Казахстана, - заметил г-н Мануйлов.

С другой стороны, фильмы, дублированные на казахский язык, в Казахстане пока не столь популярны.

- Мы выпускали «Тачки-2» на казахском языке. К сожалению, фильмы на казахском языке ажиотажа не вызывают. Два дня идёт фильм, а дальше сеансы простаивают, чего нельзя сказать про фильмы на русском языке.  То есть возникает тенденция, что кинотеатр осторожно ставит сеансы на казахском. Разумеется, там, где есть повышенный спрос на фильмы на казахском языке, там и фильм пойдет на казахском, и кинотеатры будут давать кино на казахском языке, - отметил г-н Мануйлов.

Стагнирующий цирк

Поделился в ходе обсуждения мнением о состоянии алматинского цирка артист Мурат Мутурганов, год проработавший его замдиректором.

- В целом цирковое искусство находится в тяжелом состоянии. Когда не стало СССР, про искусство стали забывать. Я ни в коем случае не осуждаю. Наш цирк ничего менять не хочет. Цирк находится на дотации государства, и при этом цирк до сих пор находится в долгах. Тут только одна проблема – как только он перейдет в частные руки, как только он перейдет в доверительное управление, как к примеру, алматинский зоопарк, ситуация поменяется. Это должно захотеть государство. В этом вся проблема. Цирк может приносить деньги, - заметил г-н Мутурганов.

«Фон всех людей»

В ходе обсуждения особую роль радио предложили отметить в Казахстане.

- Всегда отмечают вклад театра, кино, но ни разу не видела, чтобы когда-то отметили работников радио, хотя мы являемся фоном всех людей. Они слушают радио, мне жаль, что радио уходит в коммерцию. Элементарно нельзя сказать в эфире, что вот в театре идёт такой-то спектакль. Потому что сразу говорят, что это реклама. С другой стороны, у нас нет ни одной радиостанции, где можно обсуждать актуальные темы. Например, как «Эхо Москвы». Все уходит, к сожалению, в разлекаловку, - заметила теле-радиоведущая Диана Снегина.

Общий итог

Подводя итоги обсуждения, эксперт АГ КИПР Жулдыз Алматбаева отметила, что государство работает в режиме вызовов и угроз и ответов на них.

- Деятели искусства могут это использовать в своих интересах. К примеру, часто говорят, что Казахстан живет в российском информационном поле. Но искусство может сказать, что может создавать свою повестку дня, давать свою рефлексию. Оно может быть партнером государства. Например, быть гильдией и работать с государством, - заметила г-жа Алматбаева.

В свою очередь политолог Замир Каражанов добавил, что организованное меньшинство всегда будет иметь преимущество перед неорганизованным большинством.

- То есть если люди искусства объединяться в некую организацию, то они смогут легче добиваться своих целей. И сообща вырабатывать какие-то рекомендации, что не хватает сфере искусства, - сказал г-н Каражанов.

Вопрос художников

Если предыдущие спикеры пытались обозначить проблемы и их решение, то художница Сауле Сулейменова обратилась к организаторам мероприятия с актуальным вопросам.

- Что будет результатом этого круглого стола? Потому что недавно в есквайре вышла статья про подобное мероприятие о «Рухани Жангыру», причем довольно разочаровывающая. Поэтому нам важно было бы знать, будет ли результат от обсуждения? – задалась вопросом г-жа Сулейменова.

На что модератор Аскар Нурша сказал, что 70% деятельности ИМЭП в данный момент - это работа на органы власти.

- Мы пишем рекомендации. Непосредственно по итогам мероприятия будет аналитическая записка с выводами и предложениями. В целом, это важно для нас с точки зрения практических вопросов. Во-вторых, мы должны понять эту сферу, чтобы лучше готовить рекомендации и предложения, - заявил г-н Нурша.

sayasat.org