Чуть более свободная торговля с Вьетнамом

В конце 2016 года  вступило в  силу соглашение между ЕАЭС и Вьетнамом о создании зоны свободной торговли. По заявлению евразийской экономической комиссии от проекта ожидают увеличения торгового оборота между странами. Очевидно, что главным фактором предполагаемого усиления торговли является снижение импортных тарифов импорт на 89 проц. всех товарных позиций. Снижение пошлин затронуло ряд сельскохозяйственных и промышленных товаров. Здесь возникает вопрос, какие товары, пользующиеся преференциальным доступом на вьетнамский рынок, может предложить Казахстан?

В первую очередь стоит отметить, что общий объем экспорта Казахстана во Вьетнам традиционно составлял 60-70 млн. долл. Он состоял из 4-5 видов товаров, и основная из них это металлопрокат.  Так, до 2010 года различные виды проката занимали до 90 проц. от всего экспорта. Однако с 2010 года началось резкое снижение до 20 млн., а в последующем и до 5 млн. долл. Главная причина падения – стремительное сокращение объемов поставок того же металлопроката.  Более того, с 2013 года во Вьетнам прокат вовсе перестал поставляться, после чего основными статьями экспорта стали цинк и свинец. Если смотреть на российский экспорт во Вьетнам, то несмотря на то, что он более диверсифицированный, металлопрокат всегда занимал ведущие позиции (150-200 млн. долл.) Можно заметить, что аналогично Казахстану с 2013 года Россия также резко сократила поставки этого товара до 4-5 млн. Здесь можно говорить о неком общем снижении спроса во Вьетнаме, либо переориентации на более дешевого поставщика.

В любом случае, казахстанский металлопрокат во Вьетнаме оказался вовсе невостребованным, тогда как его российский аналог занял оставшуюся небольшую долю. Причина этого становится очевидной, если обратить внимание на то, что импортные ставки на металлопрокат во Вьетнаме достаточно низкие для всех государств - от 0% до 7 проц. Здесь остается лишь одна причина - издержки по транспортировке до Вьетнама у России однозначно ниже сравнительно с Казахстаном, благодаря собственным тихоокеанским портам, что позволило сохранить хоть какие то объемы.

Здесь назревает резонный вопрос – насколько ЗСТ с этим государством поспособствует восстановлению прежних объемов экспорта металлопроката, если дело вовсе не в тарифных ставках? Ответ на этот вопрос можно будет узнать только по первым результатам торговли за текущий год.

Если рассматривать другие пункты из списка преференций для стран ЕАЭС то, для Казахстана могут быть интересны снижение тарифов на зерновые – пшеницу и семена льня – единственные сельхозтовары отправляемые во Вьетнам. До этого момента для Казахстан действовали ставки 10 и 5 проц. соответственно. К сожалению, снижение вьетнамских пошлин не коснулось аккумуляторов и батарей – они остаются высокими –  на уровне 20-25 проц. Дело в  том, что во Вьетнам, судя по статистическим данным, отправлялись очень небольшие объемы аккумуляторов, что скорее всего является продукцией достаточно успешного отечественного  производителя.

В свою очередь, импорт из Вьетнама составил за последние годы 200-250 млн. долл. По структуре импорт из этого государства более чем на 90 проц. состоит из электроники и в меньшей мере одежды, экзотических фруктов и рыбы. К слову, снижение пошлин для Вьетнама в основном затрагивает электронику и одежду. Здесь стоит отметить, что по причине отсутствия обширного производства последних в Казахстане, преференции для Вьетнама не несут какой либо серьезной угрозы для внутреннего рынка.

Если говорить о нетарифных преференциях и других видах экономического сотрудничества, то двусторонние отношения между Казахстаном и Вьетнамом находились на достаточно высоком уровне, учитывая низкий товарооборот и удаленность. К примеру, казахстанско-вьетнамская межправительственная комиссия функционирует с 1997 года и обеспечивает согласованную работу в сферах инвестиций, налогообложения и торговли.

В целом,  данное соглашение не несет в себе сколько либо новых и масштабных перемен для экономических отношений Казахстана и Вьетнама: во-первых,  как динамика торговли, так и ее структура главным образом зависели от реального спроса и уровня неадминистративных издержек; во-вторых, торговля с этим государством была и без того достаточно либеральной. Стоит отметить лишь то, что обширное снижение пошлин со стороны Вьетнама может предоставить в перспективе больше возможностей для казахстанских экспортеров продуктов питания.

Sections:  Казахстан и мир, Азия