Обсуждение перспектив взаимодействия в формате «Центральная Азия-Китай»

В Институте мировой экономики и политики (ИМЭП) при Фонде Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы прошел международный круглый стол на тему: «Перспективы взаимодействия стран Центральной Азии с Китаем в свете итогов Форума «Пояс и путь» в мае 2017 года».

В работе круглого стола приняли участие эксперты из Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана, аналитики ИМЭП, а также ведущие специалисты Казахстана. В их числе: ИМЭП был представлен директором Института Ержаном Салтыбаевым, руководителем филиала в Алматы Аскаром Нурша, руководителем Программы «Евразийских исследований» Русланом Изимовым.

Гостями мероприятия сталидиректор Национального института стратегических исследований Кыргызской Республики (НИСИ КР) Азамат Дикамбаев, начальник управления анализа и прогнозирования Центра стратегических исследований (ЦСИ) при Президенте Республики Таджикистан Абдулло Хаким, независимый эксперт Бахтиер Эргашев (Узбекистан), главный научный сотрудник КИСИ при Президенте РК Константин Сыроежкин и другие.

В приветственном слове директор ИМЭП Е. Салтыбаев отметил, что на повестке дня круглого стола стоят актуальные вопросы сотрудничества стран Центральной Азии с Китаем.

- Сегодня по мере развития китайской инициативы «Пояс и путь» расширяются связи в формате Китай-Центральная Азия. Все страны региона Центральной Азии тесно взаимодействуют с восточным соседом. Перед странами региона открываются новые возможности, стимулирующие их экономическое и транспортно-инфраструктурное развитие. Вместе тем, перспектива формирования в Центральной Азии принципиально новой геоэкономической ситуации вследствие реализации данной инициативы нуждается в экспертном осмыслении, в том числе с точки зрения оценки возможных вызовов и возможностей, - отметил Е. Салтыбаев.

Как отметил директор ИМЭП, новый и заметный импульс в центральноазиатско-китайских отношениях появился с разработкой так называемой «стратегии возрождения Шелкового пути». Озвученная впервые как Экономический пояс вдоль Шелкового пути инициатива переросла в грандиозную концепцию, которая сегодня называется «Один пояс – один путь» (ОБОР, от англ. OBOR, One Belt – One Road).

Цели данной концепции масштабны и не ограничиваются только Центральной Азией. Однако центральноазиатское направление ОБОР, судя по итогам Форума «Пояса и пути» в Пекине, для Китая является одним из приоритетных.

За небольшой отрезок времени, с конца 2013 г. в рамках реализации программ и проектов указанной стратегии ОБОР произошли большие изменения. В самом Китае за это время было создано более 50 научно-исследовательских центров, специализирующихся на Центральной Азии и в целом на изучении Шелкового пути. В самих странах региона также появились целые государственные и частные программы, призванные образно говоря «оседлать волну», связанную с реализацией этих программ. Но видение и подходы к сотрудничеству с Китаем у каждой из стран Центральноазиатского региона различны.

Исходя из этого, как подчеркнул Е. Салтыбаев, одной из задач данного научно-практического форума является своеобразная «сверка часов» в формате четырех стран Центральной Азии. 

Представитель Кыргызстана, директор НИСИ А. Дикамбаев поделился своими оценками прошедшего в Пекине Форума «Пояс и путь», а также дальнейших перспектив кыргызско-китайского сотрудничества. Он особо отметил такие характеристики китайской инициативы «Один пояс один путь» как системность, продуманность и долгосрочность. Эти характеристики обосновываются, по мнению А. Дикамбаева тем, что китайские власти создали различные институты и механизмы, которые будут непосредственно заниматься реализацией инициативы.

В целом, по мнению эксперта, под воздействием разного рода факторов, в том числе политики США и других глобальных держав, сотрудничество в Евразии будет усиливаться. В этом плане, инициатива «Пояса и пути» будет актуальной, в частности в плане ее сопряжения с российскими инициативами.

Эксперт также отметил, что Кыргызстан при рассмотрении китайской инициативы «Пояс и путь» особо выделяет вопросы безопасности, развития проектов в транспортной сфере, а также гуманитарное сотрудничество между Кыргызстаном и Китаем.

Говоря о будущем Центральной Азии в целом, кыргызский эксперт задался вопросом: «Какова повестка у всего региона? Иными словами, является ли мы целостными только с точки зрения географии? Необходимо сохранить принципы регионального диалога: открытость и партнерство – заметил А. Дикамбаев.

По мнению казахстанского китаеведа К. Сыроежкина, с появлением инициативы «Пояс и путь» стратегия Китая в Центральной Азии сильно трансформировалась. Специалист отметил, что китайская инициатива, в первую очередь, является геополитической концепцией Китая по сотрудничеству с сопредельными странами.

К. Сыроежкин заявил, что после публикации доклада в Китае о целях и задачах инициативы «Пояс и путь» в 2015 году стало ясно несколько обстоятельств:

- инициатива направлена, прежде всего, для подтягивания западных регионов КНР;

- инициатива исключительно геополитическая. За все время в Китае так и не появились полноценные работы ученых по экономическому обоснования «Пояса и пути»;

- Китай больше не будет спонсировать все проекты подряд и будет тщательно подходить к выбору финансируемых проектов;

- китайская инициатива «Пояс и путь» будет эффективно работать только с теми странами, у которых есть продуманная национальная программа. Ярким примером сказанного может служить Казахстан, у которого есть программа «Нурлы жол». Цели и принципы данной программы сочетаются с принципами ОБОР. В этом плане в Узбекистане также успешно идет взаимодействие с Китаем благодаря наличию у него программы промышленного развития – отметил К. Сыроежкин.

Эксперт КИСИ также обозначил некоторые проблемные моменты в связи с участием стран Центральной Азии в ОБОР. «Серьезной проблемой остается вопрос выноса китайских промышленных предприятий на территорию Казахстана и Кыргызстана. Вслед за предприятиями придут китайские рабочие, поскольку у нас нет достаточного количества квалифицированной рабочей силы. В этом контексте, как будет воспринят приход китайской рабочей силы в регионе– вопрос неоднозначный» - отметил эксперт.

При этом одним из открытых вопросов остается: как сопрягать ЕАЭС и ОБОР? Пока ответов на этот вопрос нет, поскольку стороны не проявляют интерес к этой идее, ни Россия, ни Китай – подытожил К. Сыроежкин.

Представитель ИМЭП Р. Изимов в своем выступлении поделился оценками дальнейших перспектив взаимодействия Казахстана и Китая в контексте анализа основных итогов прошедшего в Пекине Форума «Пояса и пути». По его словам, состоявшийся в середине мая 2017 г. Форум «Пояс и путь «в очередной раз продемонстрировал изменившуюся роль Китая в мире. За короткое время из никому неизвестной идеи ЭПШП превратился в самый обсуждаемый кейс в сотрудничестве большинства стран Евразии с Китаем. При этом какой-то конкретики по поводу механизмов взаимодействия в рамках этой инициативы со стороны Китая так и не последовало.

Хотя, по мнению Р. Изимова, проведение Форума преследовало несколько целей. 

Эксперт ИМЭП отметил, что итоги Форума в Пекине получили неоднозначные оценки. Судя по итоговым публикациям в китайских СМИ, Форум достиг всех намеченных целей. Госорганы КНР, в том числе министерство коммерции, национальные компании и финансовые структуры рапортовали о заключенных новых соглашениях и договоренностях.

Однако экспертное сообщество достаточно скептически оценило итоги Форума, обосновывая это тем, что китайские власти даже на этом мероприятии не обозначили какую-либо конкретику. При этом, судя по всему, постепенно формируется круг международных субъектов, которые не поддерживают китайскую инициативу ОБОР.

В этом плане страны Центральной Азии придерживаются прежней линии на использование всех возможностей, имеющихся в китайской инициативе.

Единственное, по мнению казахстанского китаеведа, странам Центральной Азии приходится сложно на равных сотрудничать с таким гигантом как Китай.

«Таким образом, хочется сказать, что, находясь по соседству с Китаем, нам странам региона необходимо научиться договариваться между собой, на региональном уровне», - заключил Р. Изимов.

Независимый эксперт из Узбекистана Б. Эргашев в своем выступлении представил взгляд Узбекистана на развитие китайской инициативы «Пояс и путь» и стратегические направления взаимодействия между Узбекистаном и КНР, а также с другими странами Центральной Азии под эгидой данной инициативы.

В выступлениях председателя КНР Си Цзиньпиня в Давосе и на других площадках, отмечает эксперт, четко прозвучало продвижение Китаем курса на отказ от протекционизма для стимулирования глобального экономического роста. Находясь в хорошей экономической форме, Китай заинтересован в либерализации и открытости для него мировых рынков, в том числе рынков стран Центральной Азии.

Хотя Китай вышел на позиции одного из ключевых торговых партнеров стран Центральной Азии, значимость рынков региона для Китая в настоящее время намного уступает европейскому рынку, а в инфраструктурные проекты в Центральную Азию вложено Китаем, хотя эти показатели растут, в десятки раз меньше финансовых ресурсов, чем в китайские проекты в Африку. Однако это не отменяет того факта, что Центральная Азия рискует превратиться в минерально-сырьевой придаток Китая.

Узбекистан является одной из первых стран, поддержавших инициативу «Пояса и пути» на официальном уровне. Вместе с тем, республика при всех произошедших изменениях сохраняет приверженность политике равноудаленности, «рационального изоляционизма» в экономике и опоры на двусторонние отношения. В настоящее время, по словам эксперта, и Узбекистану, и Китаю вполне комфортно взаимодействовать в рамках «Пояса и пути» (ОБОР) в двустороннем формате. При этом ОБОР Узбекистан рассматривает, как возможность для диверсификации своего экспорта.

 

Хаким Абдулло, начальник Управления анализа и прогнозирования Центра стратегических исследований при президенте Республики Таджикистан, подробно остановился на роли Китая во внешнеполитической концепции Таджикистана.

На международной арене Таджикистан продолжает реализацию многовектороного курса, подчеркнул таджикский эксперт, и в его рамках, Китай признается одним из ключевых стратегических векторов. Между странами заключен договор о стратегическом партнерстве. Немаловажное значение для развития двусторонних отношений имело урегулирование и установление государственных границ между странами. И сегодня Китай, среди соседей Таджикистана является единственной страной, с кем республика юридически определила государственные границы, завершив для этого все необходимые процедуры.

Роль Китая в качестве инвестиционного партнера оказалась незаменимой в создании и восстановлении инфраструктуры экономики страны. Именно Китай с масштабными инвестициями помог Таджикистану заново отстроить транспортную инфраструктуру (дороги, туннели, мосты, железные дороги, аэропорты, терминалы), важные коммуникационные ветви, что стало с экономической точки зрения прорывом для страны, обеспечившей решение вопросов нехватки внутренних коммуникаций и объединения территории. Китай также оказывает техническое и финансовое содействие Таджикистану в вопросе укрепления инфраструктуры таджикско-афганской границы в рамках совместных усилий по обеспечению региональной стабильности.

Республика отдает приоритет двусторонним отношениям с Китаем, поскольку предшествующий опыт работы республики в рамках многосторонних региональных форматов свидетельствует о проигрыше с экономической точки зрения, так как экономические интересы страны в этих форматах остаются на периферии на фоне других стран региона.

Руководитель офиса ИМЭП в г. Алматы А. Нурша в своем выступлении рассмотрел развитие китайской инициативы «Пояс и путь» в общей динамике взаимодействия в регионе различных региональных многосторонних проектов. По мнению эксперта, данное взаимодействие осуществляется по системе «вызов-ответ» и сильно зависит от быстро меняющейся политической и экономической конъюнктуры в мире и регионе.

Появление инициативы Экономического пояса Шелкового пути в 2013 г. А. Нурша называет во многих аспектах ответом Китая на развитие процессов евразийской интеграции после создания Таможенного союза. В свою очередь, активное продвижение Китаем инициативы «Пояс и путь» на фоне давления на евразийскую интеграцию с Запада вызвало к жизни такие концептуальные разработки как идея Большого евразийского партнерства в России для преодоления противоречий и смягчение рисков через «интеграцию интеграций», то есть интеграционные процессы более высокого порядка.   

Участники круглого стола обсудили процесс взаимодействия каждой из стран региона с Китаем, текущее состояние инвестиционного сотрудничества, проблемы, с которыми сталкиваются государства региона при сотрудничестве с КНР, состояние взаимодействия между странами региона, а также перспективы их дальнейшего участия в китайской инициативе «Пояс и путь».