Мьянма. От "Нобеля" за мир до массовых убийств. Что происходит?

Имеющий давнюю историю конфликт между правительственными силами и мусульманами-рохинджа в Мьянме разгорелся с новой силой. Мир потрясают фото и видео материалы с места событий, на которых видны погибшие тела, сожженные дома и мечети, а также толпы беженцев. По официальной информации, за последние недели свыше 400 человек погибли и уже более 50 тысяч были вынуждены покинуть свои жилища.

Как сообщили в ООН, только в период с 25 по 31 августа 27 тысяч человек, большинство из которых женщины и дети, пересекли границу с государством Бангладеш, спасаясь от карательной операции властей Мьянмы. Напомним, согласно официальной версии, эскалация конфликта произошла после того, как "боевики-рохинджа" напали на несколько полицейских постов и армейские казармы в штате Ракхайн.

Эксперт по внешней политики ИМЭП Жумабек Сарабеков специально для Tengrinews.kz рассказал о причинах противостояния между мусульманами-рохинджа с коренным населением, дал оценку той позиции, которую занимает по отношению к проживающем на западном побережье Мьянмы этническим меньшинством Аун Сан Су Чжи, ставшая обладателем Нобелевской премии мира и фактически руководящая Мьянмой с весны 2016 года, а также, поделился мнением, есть ли выход из сложившейся ситуации. 

Отметим, что Мьянма - это государство Юго-Восточной Азии, которое граничит с Китаем, Лаосом, Таиландом, Индией и Бангладеш. Его население составляет примерно 55 миллионов человек. Большинство граждан Мьянмы исповедуют буддизм. Мусульмане, именующие себя "рохинджа", переселяются сюда из соседнего Бангладеш, и обосновываются в штате Ракхайн (Аракан). 

#1 Назовите главные причины конфликта в Мьянме? Конфликт имеет долгую историю. Штат Ракхайн (старое название Аракан - прим. авт.) населяет притесняемая народность рохинджа. Правительство Мьянмы исходит из того, что рохинджа являются бангладешскими беженцами, и не признают их своими гражданами.  Более того, местные жители требуют вовсе изгнать их из страны. Это, в свою очередь, подвергает жесткой дискриминации этническую группу рохинджа, лишая их доступа к минимальным социальным услугам. Со своей стороны, рохинджа оказывают сопротивление и выражает несогласие с политикой центра, что приводит к столкновениям с властями. Например, самый масштабный конфликт имел место в 2012 году, когда в этнорелигиозных столкновениях погибли несколько сотен жителей-мусульман Аракана. Еще 120 тысяч вынуждены были покинуть свои дома Множество жилищ мусульман и мечетей были разрушены или сожжены. Последнее возобновление конфликта было в декабре 2016 года, что также вызвало международную реакцию, но к какому-то изменению политики властей Мьянмы это не привело. 

#2 Можно ли говорить о том, что сейчас конфликт разгорелся в новых масштабах? Безусловно. По данным ООН, площадь пожаров деревень рохинджа уже в пять раз больше, чем в 2012 году. Соответственно все активнее проявляется реакция международного сообщества. Активно отреагировали на события в Мьянме казахстанцы. На события в Мьянме активно отреагировали и казахстанцы. Люди активно делятся новостями в социальных сетях, призывают подписать петицию в адрес ООН. На сегодняшний день озабоченность событиями в Мьянме высказали президенты Турции  и Чечни. 

#3 Почему мир обратил внимание на судьбу рохинджа только сейчас? Хотя их преследование продолжается практически с момента обретения страной независимости в 1948 году? Здесь есть несколько моментов. Во-первых, масштабы кризиса заметно возросли. Волна насилия растет. Как уже было отмечено количество жертв перевалило за 400 человек, а более 50 тысяч людей покинули свои дома. Ситуация усугубляется тем, что Бангладеш, куда направляются рохинджа в поисках спасения, не могут больше пропускать беженцев на свою территорию за неимением ресурсов. Возникают сложности с предоставлением гуманитарной помощи, так как правительство Мьянмы, ссылаясь на проблемы с обеспечением безопасности, фактически блокируют доставку помощи. Все эти моменты обуславливают острый характер гуманитарного кризиса и вызывают озабоченность мирового сообщества. Во-вторых, само государство Мьянма меняется. До недавнего времени страной правили военные, но потом они заключили соглашение с оппозицией во главе с Аун Сан Су Чжи о примирении. Сейчас Мьянма становится более открытой. Соответственно, процессы происходящие в этом государстве получают более широкое международное освещение. 

#4 Можно ли сделать вывод, что пришедшая к власти в 2016 году Аун Сан Су Чжи решила сохранить репрессивную политику своих предшественников против рохинджа? К сожалению, демократы Мьянмы во главе с Аун Сан Су Чжи не смогли исправить ситуацию и остановить насилие в отношении рохинджи. Хотя на то, что рохинджи наконец дадут гражданство, были большие надежды. В конце прошлого года, когда произошла очередная эскалация конфликта, позицию Аун Сан Су Чжи ( лидер многолетнего противостояния военной хунте и признанный борец за демократические ценности Аун Сан Су Чжи, имеющая особый статус и пост "государственного советника Мьянмы" - прим. авт.). можно было понять по ее фразе: "Покажите мне страну, где не нарушаются права человека". Власти Мьянмы исторически исходят из того, что это внутреннее дело государства, и пусть никто не вмешивается. Тогда, в ответ на события в Мьянме, была организована комиссия ООН во главе с Кофи Аннаном, которая сделала заключение о том, что на западе государства имели место серьезные факты нарушения прав человека.  Однако, повторюсь, существенно политика Мьянмы не изменилась. 

#5 Но Аун Сан Су Чжи в свое время получила Нобелевскую премию мира... Да, но она получала Нобелевскую премию, как оппозиционный политик, а не как активный защитник прав человека. Поэтому, и нельзя сказать, что она, скажем, не оправдала надежд мирового сообщества. Аун Сан Су Чжи не определяет всю политику Мьянмы на сегодняшний день. Ей все равно приходится учитывать мнение тех же военных, поэтому, мне кажется, у нее там очень узкое пространство для маневра. Она чиновник, выступающий от имени государства. И у нее сложный выбор между тем, чтобы с одной стороны соответствовать образу Нобелевского лауреата, а с другой стороны - защищать интересы своего правительства. Хотя то, что она стала лауреатом Нобелевской премии, безусловно, накладывает на нее дополнительную ответственность в том, чтобы приостановить этот конфликт.

#6 Есть ли из этого противостояния какой-то выход? Конечно, есть. Он заключается в том, чтобы власти Мьянмы проводили более инклюзивную политику, и предоставили этому меньшинству полные гражданские права.  Мусульмане-рохинджа должны быть интегрированы  в общество, реализовать все возможности, которые перед ними есть. Плюс, в штате необходимо улучшить социально-экономическую ситуацию.   Однако, каждая сторона исходит из того, что она права. Идет обоюдное насилие. Безусловно, рохинджа представляют собой этническое меньшинство, а власти Мьянмы располагают огромными военными ресурсами. Здесь силы не равны. Но нельзя исключать и действий рохинджа. 

#7 Как будут развиваться события в ближайшее время? Власти Мьянмы не воспринимают рохинджа, как своих граждан. Конфликт приобрел этнический характер, и его уже сложно остановить. Накладывается инерция предыдущих лет, когда было пролито много крови.  С каждым годом сторонам все сложнее прийти к компромиссу. Думаю конфликт имеет долгосрочный характер. И это, к сожалению, не последняя эскалация. В будущем такие очаги напряженности, к сожалению, будут возобновляться.  Фото ©REUTERS Ключевым фактором, который может повлиять на ситуацию, является международная реакция. Действия ООН, скорее всего, повлияют на политику правительства Мьянмы. И в целом, реакция, которую сейчас демонстрирует международное сообщество, будет иметь свой эффект. Эскалация будет утихать. Уже сейчас большинство мусульманских и западных стран призывает к тому, чтобы операция была прекращена. Я надеюсь, что все это прекратиться в скором времени.

tengrinews.kz