Конституционная реформа переходит в стадию исполнения

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал закон «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан», принятие которого имеет важное значение для политической системы страны. Таким образом, объявленная в стране конституционная реформа после всенародного обсуждения перешла в плоскость реализации.

Напомним, что 3 марта в Астане прошло совместное заседание двух палат казахстанского парламента с участием президента страны Н.А. Назарбаева. Основной вопрос, который был вынесен на повестку дня заседания, - обсуждение проекта закона о внесении изменений и дополнений в Конституцию. Не затягивая с принятием решения, парламент одобрил предложенный законопроект в первом чтении. На этом этапе была произведена общая оценка законопроекта с учетом результатов проделанной в течение последних недель работы Рабочей группы, подготовившей итоговый пакет поправок. Внесенные замечания и предложения депутатов по поправкам, в соответствии с установленной в законодательном органе процедурой, далее были переданы на рассмотрение совместной комиссии для более детального рассмотрения проекта закона и его подготовки ко второму чтению. Совместная комиссия проработала 4 и 5 марта, и на основе результатов работы во втором чтении законопроект 6 марта был одобрен. Глава государства направил закон в Конституционный совет. 9 марта Конституционный совет признал принятый закон соответствующим Конституции страны.

Основное содержание предлагаемых поправок - перераспределение полномочий от президента к парламенту и правительству. При этом одна из ключевых задач заключалась в том, чтобы вносимые в конституцию страны поправки не отразились негативно на работе государственного аппарата и не сказались на его эффективности.

Предложные поправки укрепляют роль парламента в политической системе страны и повышают степень подотчетности правительства перед законодательной властью в стране.  В свою очередь, это создает дополнительные условия для активизации партийно-политического строительства в нашей республике, оказывая прямое влияние на деятельность представленных в парламенте политических партий, а через них - совершенствуя механизм политической обратной связи между правительством и обществом. С учетом того, что парламент получает в свои руки серьезные рычаги при формировании правительства, соотношение сил между парламентскими фракциями в парламенте и статус партии, победившей на выборах и обладающей численным большинством в парламенте, теперь становятся важными факторами политического процесса. Вместе с этим роль пропорционально возрастает роль президента как гаранта и верховного арбитра между различными политическими силами.

Интересно, что депутатский корпус оказался по ряду вопросов более консервативным, чем идеи, озвученные президентом страны на ранних этапах. Например, в части изъятия министра внутренних дел из списка министров, назначаемых непосредственно Главой государства. Было предложено вновь закрепить данную функцию за президентом страны, очевидно, учитывая тот факт, что данное ведомство входит в систему правоохранительных органов страны и содержит силовой потенциал.

Если говорить об организационно-политических уроках при приведении данного этапа конституционной реформы, то хотелось бы выделить следующее. В обсуждении конституционной реформы широкое участие приняли представители гражданского общества, независимые юристы, общественные активисты и политологи-эксперты, и это большой плюс пройденного этапа. В то же время важное наблюдение – внимание общественности часто рассеивалось по вопросам, не имевшим прямого отношения к конституционной реформе, но традиционно включенным в поле зрения политических и общественных дискуссий, идущих параллельно в стране. При этом обсуждение ряда специализированных вопросов оставалось уделом специалистов, имевших соответствующие знания и компетенции.  Возникает закономерный вопрос о необходимости более активного охвата населения уполномоченными органами государственной власти и средствами массовой информации при последующих этапах модернизации страны, дальнейшего развития политической и правовой культуры и информированности населения о содержании и характере реформ.

Айдарлар:  Казахстан