Проблема территорий становится еще большей проблемой

После стремительно меняющихся событий в Украине, с присоединением Крыма к России стало очевидным, что произошли кардинальные сдвиги в мировом порядке. Многие страны оказались в ситуации, когда не совсем понятно, как реагировать на разворачивающиеся события. Это объясняет, почему государства избегают давать им определенную оценку. Так, больше половины стран (58) из 100 воздержались от поддержки резолюции ООН о непризнании результатов известного референдума в Крыму.  В частности, они воздержались от конкретных заявлений по поводу присоединения Крыма. Так поступили, например, Китай и Казахстан. В то же время такие страны как США, Япония и региональный блок ЕС посчитали это аннексией территории и осудили РФ. Более того, эта тема стала важно даже для такой далекой от проблем Крыма Японии. Можно задаться вопросом, почему эти территориальные вопросы актуальны и для нее?     

Наверное потому, что прецедентом Крыма Россия просто «взорвала» проблему спорных территорий в мире. Особенно активизировались темы о территориальных спорах в треугольнике Япония – Россия – Китай. Как известно, Россия и Япония не решили вопрос с Курильскими островами. Япония не урегулировала вопрос с Китаем об островах Сенкаку (Дяоюйдао –кит.). Как же эти три страны ищут выход из сложившейся ситуации?

Китай воздержался от голосования в ООН по резолюции Крыма и остался на нейтральной позиции, объясняя это тем, что КНР не вмешивается во внутреннюю политику других стран. С одной стороны, не вводя санкции против России, КНР тем самым поддержала ее, тем более и у нее свои сложные отношения с Западом. С другой – какие-либо конкретные заявления могут повлиять на имеющиеся собственные территориальные проблемы: Тибет, Тайвань, Сенкаку и другие. Особенно остро обстоят дела со спором вокруг архипелага Сенкаку после недавнего заявления Барака Обамы о том, что согласно существующим договоренностям США при эскалации конфликта с Китаем по данному вопросу поддержат Японию.

Что касается последней, то страна «восходящего солнца», осудив Россию, ввела санкции скорее формальные, чем реальные. Они оказались достаточно мягкими. Данное обстоятельство скорее всего связано с новой политикой премьера Абэ, целью которого является сближение с Россией и с другими странами АТР для сдерживания нарастающих сил Китая. В то же время, Япония - союзник США в этом регионе, поэтому Токио на их стороне.

Пикантность ситуации в том, что Япония вовлечена в проблему территорий на двух «фронтах» - с одной стороны, с Россией, с другой –  Китаем. В сложившейся ситуации Японии приходится действовать с особенной осторожностью.  

Создает ли прецедент Крыма новую ситуацию для проблем с Сенкаку и Курильскими островами? В принципе нет. Суть крымского прецедента не в том, могут ли японцы рассчитывать на возврат Курил или могут ли они потерять Сенкаку. Смысл в наличии у той или иной страны соответствующей военной мощи для защиты или приобретения спорной территории. Как это повлияет на безопасность и стабильность АТР, во многом зависит от стратегии заинтересованных стран.

В целом же,  не приходится сомневаться, что прецедент Крыма поставил под сомнения действенность международного права в современном мировом порядке, где  события и обстоятельства меняются, но интересы стран остаются неизменными.

Если говорить о Казахстане, то как союзник России по Евразийской интеграции, он воспринял прошедший в Крыму референдум как «свободное волеизъявление народа» и выразил «понимание» ситуации, оставив для себя тем самым пространство для маневра. Такая позиция Казахстана лежит в русле традиционно проводимой им внешней политики многовекторности, проверенной временем и опытом.

Рубрики:  Азия