Внешний и внутренний контексты региональной политики Казахстана

В июле-августе 2016 года планируется поездка премьер-министра Казахстана Карима Масимова в регионы республики. В качестве одной из главных целей рабочего визита, который будет совершен по поручению президента, указывается посещение объектов в рамках программы «Нурлы жол» - одной из крупнейших концепций внутреннего инвестирования экономики страны.

Эффективное управление на региональном уровне – это практически главное условие успешной реализации данной программы. Тем более, учитывая как ухудшение макроэкономических показателей, так и предстоящие глобальные экономические проекты в Казахстане, выполнение всех пунктов программы «Нурлы жол» обретает определяющее значение для экономического развития республики. Важно, чтобы огромные бюджетные ресурсы были с максимальной отдачей использованы для повышения деловой активности, модернизации инфраструктуры и предприятий и решения социальных проблем регионов.

Общеизвестно, что в регионах реализуется большое количество программ, к примеру, Государственная программа индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015-2019 годы, Программа развития регионов до 2020 года и др. В комплексе планируется, что они должны улучшить ситуацию в регионах. Внимание же государства именно к «Нурлы жол» обусловлено стратегической важностью развития инфраструктуры для дальнейшего экономического роста Казахстана. По этому направлению «Нурлы жол», как отмечают казахстанские и китайские эксперты, сочетается с проектом Китая «Экономический пояс Шелкового пути», начало работы которого многие участвующие страны рассматривают в качестве важного компонента развития национальных экономик.

Казахстан здесь не исключение. Тем более, что в условиях волатильности мировых цен на сырьевые товары, которая чувствительна для экономики Казахстана, развитие транспортно-логистической инфраструктуры не только позволяет создать новые рабочие места для граждан республики, но также способствует повышению связанности регионов страны. Последнее в перспективе должно добавить доходов экономике республики и регионов как за счет внутренних, так и внешних источников. Это особенно важно, учитывая тот факт, что большая часть регионов Казахстана является реципиентом республиканского бюджета.

Важный аспект – это проблема эффективного управления и стратегического планирования на местах. Конечно, качество регионального управления всегда вызывает вопросы, но местные администрации все же лучше знают проблемы и потребности регионов. Поэтому именно они разрабатывают программы развития собственных территорий на пятилетний срок (по согласованию с уполномоченным органом по госпланированию). Это один из моментов стратегии развития Казахстана, когда предпринимаются небольшие, но последовательные шаги в сторону более самостоятельного функционирования местных органов власти.

Поэтому центральная власть реализует комплекс мер, направленных на повышение эффективности регионального управления, в целом, и навыков местных управленцев, в частности. Очень показательный пример – взаимодействие правительства республики с уполномоченными институтами Европейского Союза в рамках проекта «Региональное развитие Казахстана».

Основная работа по проекту ведется в трех пилотных областях – Мангистауской, Кызылординской и Восточно-Казахстанской. Проект реализуется по четырем направлениям, которые включают, в том числе такие задачи как поддержку в разработке стратегий, законодательства и программ развития, работу по планированию, реализации, мониторингу и оценке стратегий развития областей, помощь в выстраивании методики вовлечения граждан в процесс принятия решений и др. Важно, что одной из задач проекта также является обмен опытом между пилотными и не-пилотными областями, в результате чего все регионы Казахстана будут охвачены и задействованы в реализации данного проекта.

Это взаимодействие может стать основой для налаживания горизонтальных связей между местными администрациями, создания «сетей повышения эффективности» (efficiency networks), или их называют «обучающиеся сети» (learning networks), «группы обмена опытом» (experience sharing groups).

Таким образом, видно, что государство комплексно ведет работу по достижению стратегической цели региональной политики – повышения степени самостоятельности регионов и, в перспективе, роли органов местного самоуправления. Однако перед тем как предоставить эту самостоятельность, центральная власть должна быть уверена, что регионы смогут эффективно распределять бюджетные деньги, выполнять социальные обязательства и расширять налоговую базу региона, стимулируя предпринимательство. Именно для этого правительство в режиме «ручного» управления выстраивает алгоритм реализации стратегической программы «Нурлы Жол» и параллельно содействует изучению управленческого опыта европейских стран.

Рубрики:  Казахстан