Сербский выбор: ЕС, Россия и Китай.

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев посетил с визитом Сербию, где подписал ряд межгосударственных соглашений.. Помимо прочего казахстанская сторона  поддержала стремление Сербии экспортировать автомобили марки Fiat на территорию стран ЕАЭС без пошлины. В принципе, у Белграда есть двусторонние соглашения о свободной торговле с Казахстаном (2010)[1], с Россией (договор 2000-го года с Союзной Республикой Югославией)[2] и с Беларусью (2009)[3], однако их тексты немного отличаются, кроме того, таких договоров нет с Арменией и Киргызстаном.

В связи с этим Сербии нужно заключить новый договор, но теперь уже с организацией ЕАЭС. Для Казахстана импорт Fiat в принципе ничего кардинальным образом не изменит, поскольку эти машины составят основную конкуренцию тем автопроизводителям, которые не имеют в Казахстане собственной сборки.

Интересно, что стремление заключить договор о зоне свободной торговли (ЗСТ) с ЕАЭС вызывают некоторые вопросы к Сербии, которая намерена вступать в Европейский Союз. В этом смысле ее даже обвиняют в том, что она пытается «усидеть на двух стульях»[4].

Так, 18 июля 2016 состоялась очередная встреча чиновников из Белграда и Брюсселя по поводу вступления страны в Евросоюз, в рамках которой шло совещание по двум важным темам - судебная система и фундаментальные права, а также юстиция, свобода и безопасность. Еврокомиссаров не устраивает ситуация, при которой Сербия имеет договор о ЗСТ с Россией и они требуют его отмены [5]. Это ставит Белград в неудобное положение. Дело в том, что Россия для Сербии – не самый выгодный экономический партнер, поскольку она импортирует только 7 проц. сербских товаров, тогда как страны ЕС – 63 процента [6].

При этом Россия остается важным политическим партнером, который поддерживает братское православное государство, в том числе и по проблеме Косово. Будучи маленькой страной, да еще обремененной наследием балканских кризисов,  Сербии сложно маневрировать между Россией и ЕС, хотя она прекрасно понимает свои приоритеты. Так, с началом конфликта между Западом и Москвой сербские власти заявляли, что они никогда не поддержат европейских санкций против России, однако в мае 2015 года президент Томислав Николич недвусмысленно дал понять, что если Сербию возьмут в ЕС, она будет «вынуждена» следовать общей внешней политике Евросоюза.[7]

Помимо прочего российским интересам угрожает не только влияние ЕС, но и китайские деньги. В ходе визита Нурсултан Назарбаев напомнил сербскому коллеге о том, что реализуется проект Великого шелкового пути. Он предложил Сербии внимательно изучить этот проект и участвовать в нем. В принципе, в напоминании не было необходимости, потому что Сербия как никто другой знает о китайских инфраструктурных проектах.

18 июня этого года председатель КНР Си Цзиньпин побывал в Сербии, где подписал документ о стратегическом партнерстве и два десятка соглашений о сотрудничестве. Это был первый за последние 32 года визит первого лица Китая. До этого в 2014 страну посещал премьер КНР Ли Кэцян, который открыл построенный компанией China Road and Bridge Corporation (CRBC) мост на Дунае стоимостью 260 млн. долл.

Сербия, в отличие от Словении и Хорватии, которые привлекают основные средства на развитие инфраструктуры из ЕС, вынуждена искать основные инвестиции за пределами Европы. Практически одновременно свою помощь предложили Россия и Китай.  В 2015 году по итогам визита сербского премьера Александра Вучича, была достигнута договоренность  о строительстве китайскими компаниями железной дороги Белград-Будапешт протяженностью 350 километров и стоимостью 2 миллиарда евро.[8] Эта дорога не только сокращает время в пути между двумя столицами с нынешних восьми до двух часов, но и ускоряет время доставки грузов до греческого порта Пирей, где у китайской компании свои активы (контейнерный терминал компании COSCO) [9]. Также Китай надеется выкупить 67 проц. самого порта, а потому так легко вкладывает такую крупную сумму в строительство железнодорожного полотна. Кроме железных дорог, Китая развивает и автомобильные пути, которые чрезвычайно важны для страны.

Россия не может предложить таких же солидных вливаний. Основной игрок здесь – РЖД; российская компания четыре года назад договорилась о реконструкции железнодорожной системы. На эти цели правительство России выделило Белграду кредит в размере 800 млн. евро в 2013 и 50 млн. евро в 2014. Очевидно, что российские вложения здесь гораздо скромнее, нежели китайские.

Таким образом, можно видеть, как Сербия старается с максимальной выгодой использовать текущий момент. В качестве яркого примера – попытка наладить беспошлинную торговлю с ЕАЭС, пока интеграция с европейскими странами остается отдаленной перспективой. Готовность поддержать антироссийские санкции в обмен на членство в ЕС также показывает гибкость сербской политики. Наверное, для маленькой страны, особенно когда на кону стоят национальные интересы, возможность маневра является важнейшим средством выживания.



[1] Соглашение о свободной торговле между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Сербия// http://adilet.zan.kz/rus/docs/P100001028_

[2] Текст Соглашения о свободной торговле между Российской Федерацией и Республикой Сербия http://www.tikrf.org/ru/sporazumi/

[3] Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Сербия о свободной торговле между Республикой Беларусь и Республикой Сербия//

gtk.gov.by/dfiles/001434_50276_Soglashenie_s_Serbiej.doc

[4] Варга Б. Cидит ли Сербия на "двух стульях" до сих пор?// http://www.bbc.com/ukrainian/ukraine_in_russian/2015/11/151102_ru_s_serbia_russia_eu

[5] Медведев: ЕК требует от Сербии отказаться от соглашения по ЗСТ с РФ// https://ria.ru/economy/20151030/1310587548.html

[6] Саморуков М. Путин в Сербии: почему его там обожают, но не сотрудничают// https://slon.ru/world/putin_v_serbii_pochemu_ego_tam_obozhayut_no_ne_sotrudnichayut-1172605.xhtml

[7] Ходякин А. Президент Сербии: Возьмите нас в ЕС и мы введем санкции против России// http://www.kp.ru/daily/26378/3257413/

[8] Сербия и Китай подписали документ о стратегическом партнерстве.// https://ria.ru/world/20160618/1449123788.html

[9] Засядько Н. Железнодорожная дипломатия: как Россия и Китай модернизируют транспортную инфраструктуру на Балканах// http://cfts.org.ua/articles/zheleznodorozhnaya_diplomatiya_kak_rossiya_i_kitay_moderniziruyut_transportnuyu_infrastrukturu_na_balkanakh_787?do=print

Рубрики:  Европа