Модернизация в Казахстане: новые приоритеты и преемственность политики

Ежегодные послания Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева народу Казахстана стали традиционным инструментом стратегического планирования государства и коммуникации между властью и обществом.

В этом году Послание посвящено теме «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность». Следовательно, экономические преобразования оказались в центре внимания данного важного документа. Такая постановка вполне обоснованна, учитывая усиливающуюся глобальную конкуренцию, кризисные явления в мировой экономике и их влияние на Казахстан, в частности, из-за снижения цен на сырье. Сохраняющаяся зависимость страны от его экспорта особенно усугубила экономические проблемы. Но даже в этих трудных условиях правительству удалось добиться роста внутреннего валового продукта, что и было отмечено в тексте документа.

Вопрос модернизации страны неоднократно поднимался главной государства и раньше. Но Послание нынешнего года актуально тем, что в нем даны конкретные и детальные задачи и поручения в контексте поиска новых моделей экономического роста. В частности, речь идет о давно обсуждаемой проблеме диверсификации казахстанской экономики, развитие несырьевого сектора страны. Поэтому жизненно важно увеличивать темпы экономических преобразований и повышать эффективность использования финансовых и природных ресурсов.

В этой связи документ можно рассматривать как дорожную карту по выводу экономики республики на новый уровень конкурентоспособности. Причем экономическая модернизация будет сопровождаться политической, с учетом курса на перераспределение властных полномочий.

В целом Послание 2017 года называет несколько ключевых приоритетов развития страны: ускоренная технологическая модернизация; либерализация бизнес-среды; макроэкономическая стабильность; улучшение качества человеческого капитала; институциональные преобразования, безопасность и борьба с коррупцией.

Отметим актуальность некоторых из них, как для экономического, так и социального развития. В частности, развитие информационных технологий в контексте переживаемой в мире «Четвертой промышленной революции» становится основой конкурентоспособности государства.

В конце 2016 года Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» и The Boston Consulting Group (ведущая международная компания, специализирующаяся на управленческом консалтинге) опубликовали результаты исследования «Макроэкономические перспективы Казахстана и новые инвестиционные горизонты в цифровизации». В нем подчеркивалось, что дальнейший рост экономики Казахстана невозможен без интенсивного внедрения передовых информационных технологий в ключевых отраслях экономики страны – промышленности, сельском хозяйстве, инфраструктуре и финансовом секторе. В этом плане отставание Казахстана особенно заметно в мировом рейтинге. Так, расходы на автоматизацию промышленного производства в республике составляют 0,07-0,09% от ВВП, что в 2,3-3 раза меньше аналогичных среднемировых показателей (0,18% от ВВП), и в 4-5 раз меньше, чем в Северной и Южной Америке. Более того, около 20%компаний промышленного сектора не имеют компьютеров, 24% не имеют доступа в Интернет.

Задачи, связанные с масштабным введением цифровых технологий в индустрию и государственные услуги, тесно связаны с последними кадровыми назначениями. Наиболее компетентные управленцы из ИТ сферы – Багдат Мусин и Аблайхан Оспанов вернулись из квазигосударственного сектора в сектор оказания госуслуг. Также возможно следует ожидать новые назначения в правительстве из числа успешных менеджеров из других квазигосударственных и частных секторов. Предложенные казахстанским лидером к обсуждению принципы перераспределения властных полномочий, где правительству отдается большинство функций по социально-экономическому блоку, должны будут способствовать ускорению этого тренда.

Определение Нацбанка как ответственного за экономический рост страны и усиление полномочий последнего говорит об однозначном усилении роли монетарной политики. Если прибавить к этому поставленную перед Нацбанком задачу по обеспечению дешевого кредитования, от регулятора следует ожидать увеличения эмисии тенге в экономику. И одной из самых трудных задач для последнего станет недопущение роста инфляции из-за увеличения денежной массы. В целом, политика Нацбанка отвечала данным требованиям и поэтому вряд ли следует ожидать серьезных кадровых и структурных изменений в финансовом регулировании.

В другой важной области – фискальной политике – задачи по совершентсвованию НДС означают, что рассматриваемого ранее перехода к налогу с продаж не предполагается, также как и увеличения налоговых ставок. То есть повышение налоговых доходов, как и ранее, ожидается от расширения облагаемой базы.

Агросектор также назван одним из основных драйверов экономики. Для него поставлены задачи по дальнейшему укрупнению мелких фермерских хозяйств и пересмотру госсубсидий. В принципе, сохраняется преемственность и со стратегией «Агробизнес – 2020», и новой госпрограммой развития АПК (агропромышленный комплекс).

Инвестиции в инфраструктуру, подчеркивается в Послании, являются одним из главных факторов роста и диверсификации экономики страны, что одновременно предполагает дальнейшую либерализацию бизнес-среды и снижение госучастия в экономике. Безусловно, исполнение этих задач с целью повышения эффективности повлечет серьезную оптимизацию в «Самрук-Казына», НУХ «Байтерек» и других национальных холдингах и государственных институтах развития.

Достижение целей технологической модернизации, безусловно, должно согласовываться с развитием социокультурной сферы, которой и посвящен отдельный раздел президентского Послания. В частности, одним из важных моментов является повышение эффективности системы образования в Казахстане. Этот вопрос тесно связан с развитием человеческого капитала.

Реализация новых экономических программ, в том числе охватывающих вопросы индустриализации и освоения цифровой технологии, требует подготовленных профессиональных кадров. И усовершенствование сферы образования – обязательное условие. Распространение английского языка, с одной стороны, как международного языка общения, и с другой – основного языка современных информационных технологий, приобретает особое значение. Его продвижение будет способствовать более глубокой интеграции республики в глобальные цифровые технологии.

В этом плане на образовательные учреждения, главным образом, школы, возлагается основная нагрузка. Соответственно, предполагается, что с 2019 года в старших 10-11 классах отдельные предметы будут вестись на английском языке. В то же время, Президент уточняет, что данный вопрос требует более детального изучения.

Действительно, есть ряд факторов, которые потенциально могут усложнить процесс внедрения английского языка. Прежде всего, это, конечно, дефицит кадров, особенно в сельской местности, где качество и уровень образования по объективным причинам несколько отстают от городских школ. Более того, даже в городских условиях наблюдается нехватка специалистов, которые могут преподавать профильные предметы на иностранном языке. Отсюда, и предлагаемый Посланием тезис о поэтапном внедрении английского языка в школьном образовании. И, конечно, многое будет зависеть от стратегии и тактики правительства, в частности, министерства образования и науки.

В целом же, реализации целей и задач третьей модернизации как стратегического интереса страны, состоит в том, что важны как рутинная исполнительская дисциплина, так и высокий профессионализм, нестандартные подходы, способность взять на себя ответственность, как со стороны государственных ведомств, так и предпринимательского сектора.

Рубрики:  Казахстан