Визит В. Путина в Центральную Азию: оценка перспектив расширенного взаимодействия

26-27 февраля т.г. президент России В. Путин посетил Казахстан в рамках своего центральноазиатского турне. Помимо Казахстана, маршрут российского президента включает Кыргызстан и Таджикистан.

Обращает на себя внимание то, что для поездки выбраны только те страны Центральной Азии, которые входят в ОДКБ. Две из них также являются странами-участницами ЕАЭС (Казахстан и Кыргызстан), а третья – Таджикистан – рассматривается Россией в качестве потенциального кандидата на вступление. При этом в список заявленных для поездки стран в этот раз не были включены Узбекистан и Туркменистан, предпочитающие на данный момент оставаться за рамками российских интеграционных инициатив.

В предыдущий раз В. Путин посещал Центральную Азию буквально осенью 2016 г., но тогда визиты были осуществлены с временными интервалами в течение двух месяцев (Узбекистан – 6 сентября, Кыргызстан 16-17 сентября, Казахстан 4 октября). Под определение «турне» данные визиты не подходили, как и причины посещения. Узбекистан В. Путина побудила посетить смерть И. Каримова, а Кыргызстан - саммит глав государств СНГ. Лишь визит российского лидера в Казахстан можно было назвать полноценно двусторонним.

Как правило, ранее в течение одной поездки в Центральную Азию российский президент ограничивался посещением одной страны, а в лучшем случае – двух. Уже только по одному этому факту нынешнее «расширенное» турне В. Путина можно считать достаточно крупным событием для отношений стран региона с Россией.

В российской внешнеполитической стратегии Центральная Азия занимает самодостаточное значение. С момента распада СССР Россия располагает достаточно прочными позициями в политической и военно-политической жизни стран региона. Повестка дня здесь выработана, цели российским руководством определены, динамика встреч с лидерами центральноазиатских стран является высокой.

Вместе с тем, сегодня по мере роста угроз и вызовов на южных рубежах в России есть понимание, что ей необходимо прилагать больше усилий для сохранения и укрепления позиций в регионе. На международной сцене наблюдается дальнейшее обострение соперничества с другими геополитическими центрами, которое неизбежно проецируется на  регион. К этому добавляется то, что страны региона, несмотря на развитие в дружественном ключе их отношений с Россией, не спешат отказываться от проведения многовекторной внешней политики, поддерживая на официальном уровне отношения стратегического партнерства со странами, которые Россия характеризует своими геополитическими конкурентами. Действующие в Центральной Азии региональные объединения с российским участием все еще сложно назвать эффективным инструментом защиты ее национальных интересов.

Кроме всего прочего, после смены политического руководства в Узбекистане в регионе назревают серьезные перемены, обусловленные новыми акцентами, расставленными официальным Ташкентом во внутренней и внешней политике. Курс Узбекистана на смягчение напряжения со своими соседями по региону, характерного для периода правления И. Каримова,   ведет к формированию новой геополитической реальности в Центральной Азии и новой расстановке сил, что способно привести к перезапуску в регионе процессов двусторонней и многосторонней межгосударственной кооперации, сделав менее очевидной роль российских региональных проектов.

В качестве ответа на эти процессы данный визит В. Путина может стать началом нового этапа активизации России в регионе. Визит В. Путина в регион – это важный сигнал, указывающий партнерам России в регионе и ее соперникам на глобальной сцене то, что Россия намерена и впредь поддерживать на необходимом высоком уровне здесь свое присутствие.

Данное турне можно рассматривать, в том числе, и как важный этап подготовки России к очередным саммитам ОДКБ-ЕАЭС. Для выхода на следующий этап интеграционного взаимодействия, как видно из программы визитов, Россия готова обсудить со своими партнерами комплекс стимулирующих мер, повышающих в их глазах привлекательность евразийской интеграции. Однако как показал опыт предыдущих лет, определяющими факторами восприятия странами региона российских инициатив будут экономическое положение самой России, доступ продукции стран региона на российский рынок и последствия ее санкционного противостояния с Западом. В случае если на новом витке конфронтации финансово-экономические проблемы России будут нарастать, то они могут автоматически передаться странам Центральной Азии, негативно сказываясь на факторе трудовых мигрантов и объемах торгово-экономического сотрудничества, как на двустороннем уровне, так и в масштабе ЕАЭС

 

 

 

 

Рубрики:  Вокруг Казахстана