Конституционная реформа в Казахстане: референдум на данном этапе не целесообразен

Сегодня принятый парламентом страны несколько дней назад закон «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» был подписан президентом. Надо сказать, предложенные изменения в основной закон вызвали большой интерес со стороны экспертного сообщества, тем более что данный проект был вынесен на всенародное обсуждение. В специально созданную по этому поводу рабочую группу поступил ряд предложений и рекомендаций по отдельным пунктам поправок, которые в итоге были учтены при утверждении окончательного варианта документа. Тем временем помимо содержания самих законов, на повестке дня находилась тема референдума. Возник вопрос о том, стоит ли выносить реформу на всеобщее голосование.

В принципе, проведение плебисцита по конституционным изменениям является общераспространенной мировой практикой. С точки зрения последних тенденций в мире можно вспомнить планируемый референдум в Турции, где граждане будут голосовать относительно перехода от парламентской формы правления к президентской. Важно подчеркнуть, законодательными нормами Казахстана также предусмотрено проведение подобного рода процесса при конституциональных поправках. Однако в то же время Главе государства дается право внесения изменений без проведения референдума. В конечном счете, руководство страны приняло решение остановиться на втором варианте.

Основные мотивы подобного решения заключались в том, что предлагаемые изменения по сравнению с той же Турцией не затрагивают фундаментальные положения Конституции. Например, несмотря на усиление роли парламента, Казахстан будет оставаться страной с президентской формой правления. Более того, предложенные поправки и дополнения можно рассматривать с точки зрения внесения корректировок в работу ветвей власти.

На этом фоне организация референдума стала нецелесообразной, так как подобное мероприятие потребовало бы значительных ресурсов и сил. Согласно закону всенародное голосование по тому или иному вопросу должно проводиться в срок не ранее одного и не позднее трех месяцев со дня принятия решения о его назначении. Тем самым, потенциально весь государственный аппарат должен будет концентрироваться на работе вокруг плебисцита. В условиях новых экономических задач, когда правительству необходимо действовать максимально быстро, растрачивание столь драгоценного времени выглядит непозволительной роскошью.

При этом отметим, что общенациональное обсуждение в определенном смысле компенсировало отказ от референдума. Именно на основе поступивших от населения предложений было решено сохранить старую редакцию 26 статьи Конституции, которая оказалась наиболее чувствительной темой реформы.

Сегодняшняя реформа является только первым этапом долгосрочной стратегии по политической модернизации в Казахстане. Ее первые шаги показывают, что основополагающий приоритет в политике государства -  повышение эффективности государственной власти на основе обеспечения консолидации общества.

Рубрики:  Казахстан