Конституционные преобразования 2017 года – инструмент модернизации и повышения эффективности государственных институтов

10 марта Глава государства подписал закон «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан», в котором представлены основные пункты новых конституционных и политических преобразований в стране. Закон был принят парламентом страны 6 марта. В целях обеспечения конституционной законности президент страны направил закон в Конституционный совет РК, который после рассмотрения вопроса 9 марта одобрил принятый закон.

С момента последней конституционной реформы прошло 10 лет.  Если преобразования 2007 года проходили под девизом демократизации, поставив во главу угла усиление полномочий законодательной ветви власти и совершенствование партийно-политического поля, то реформы 2017 года носят скорее институциональный характер, благодаря чему конституционно упорядочиваются полномочия всех ветвей власти и, соответственно, задействуются новые резервы повышения эффективности деятельности государственного аппарата.

Если оценивать практические результаты реформы, то в политической системе страны укрепляются позиции парламента страны. Правительство получает больше самостоятельности в вопросах социально-экономической деятельности, что подразумевает и рост его ответственности за реализуемую политику. Будут осуществлены изменения, совершенствующие деятельность правоохранительной и судебной систем. Президент в обновленной системе управления государством, передав ряд полномочий правительству и парламенту страны, концентрируется на стратегических вопросах и функциях: стратегическое планирование, безопасность, внешняя политика и внутриполитическая стабильность,  продолжая держать, вместе с тем, руку на пульсе социально-экономической ситуации.

Конституционная реформа не подвергает ревизии базовые основы института президентства в Казахстане, и, как показывает пример ряда постсоветских стран, это полностью оправданно, поскольку именно сильная президентская власть в Казахстане является гарантом политической стабильности и бесперебойного функционирования госаппарата в условиях роста геополитической напряженности в мире и кризисных явлений в мировой экономике.

История подтверждает, что поспешные политические реформы по заимствованным и не укорененным в местных политических традициях шаблонам в молодых демократиях зачастую приводили к их дестабилизации, а иногда - к гражданским столкновениям и даже к локальным военным конфликтам. Это происходило как раз из-за незрелости, слабости и неслаженности во взаимодействии институтов государственной власти, их неготовности реагировать на вызовы времени. 

Для Казахстана основополагающей ценностью с момента обретения независимости всегда являлась внутриполитическая стабильность, при поступательном социально-экономическом развитии. Этим и обуславливается взвешенный подход Главы государства к вопросу реформ политической системы.

Нынешние нововведения подчинены задачам модернизации Казахстана. Необходимо создать новую модель политического развития, которая укрепив политический каркас государства, и, сделав его устойчивым к существующим и возникающим вызовам, способствовала бы поддержанию высоких темпов роста отечественной экономики.

Рубрики:  Казахстан