Кыргызстан накануне выборов. Чего ждать?

До президентских выборов в Кыргызстане, назначенных на 15 октября, осталось несколько недель. Президентский срок действующего главы государства Алмазбека Атамбаева заканчивается 1 декабря нынешнего года и, согласно конституции, он не может повторно баллотироваться в президенты.

Изначально в Центральную избирательную комиссию подали заявления 59 претендентов на кресло главы государства. На сегодняшний день их осталось 13: экс-вице-мэр Бишкека Эрнис Зарлыков, правозащитница Токтайым Уметалиева, экс-премьер-министр Темир Сариев, экс-депутат Улукбек Кочкоров, политдиректор Спецмиссии ООН в Афганистане Таалатбек Масадыков, экс-премьер-министр Омурбек Бабанов, бизнесмен Арстанбек Абдылдаев, экс-генпрокурор Азимбек Бекназаров, экс-премьер-министр Сооронбай Жээнбеков, экс-вице-премьер Адахан Мадумаров, экс-депутат Камчыбек Ташиев, президент Союза кыргызских обществ дружбы и сотрудничества Арстанбек Малиев и экс-глава МЧС Бакыт Торобаев.

Президент КР избирается на шестилетний срок. Один человек может быть избран на этот пост не более одного раза.

Корреспондент Tengrinews.kz совместно с экспертом ИМЭП  Жумабеком Сарабековым объясняет, чем интересны президентские выборы в Кыргызстане.

#1 В чем отличие нынешних выборов от прошлых?

Кыргызстан - наш ближайший сосед и стратегический партнер. Процессы, происходящие в нем, оказывают непосредственное влияние и на нас. Особо следует отметить близкую расположенность городов Бишкек и Алматы. Поэтому запланированные на 15 октября президентские выборы имеют для Казахстана важное значение. Они определят вектор развития внутриполитической ситуации в республике на ближайшую перспективу.

Политическая жизнь в Кыргызстане всегда отличалась высоким динамизмом. И здесь каждая электоральная кампания таит в себе высокую долю неопределенности. Нынешние выборы, как и прошлые, отличаются большим количеством претендентов на президентское кресло. Всего на регистрацию в качестве кандидата в президенты подали заявки 59 человек, из которых Центризбирком допустил к участию в предвыборной гонке 13.

Главная интрига октябрьских выборов заключается в том, сможет ли президент Атамбаев и его команда достичь преемственности власти и обеспечить победу своего кандидата или пост главы государства займет представитель оппозиции.

В случае если победит кандидат от правящей команды, можно ожидать серьезного укрепления политических позиций Атамбаева и его партии СДПК. В обратном случае в политическом пространстве Кыргызстана может появиться новая сила, которая впоследствии может существенно изменить баланс сил. 

#2 Кого из кандидатов все-таки можно выделить?

Я бы выделил трех наиболее сильных претендентов на президентское кресло. Это бывший премьер-министр Сооронбай Жээнбеков, лидер парламентской фракции "Республика - Ата-Журт" Омурбек Бабанов, бывший премьер-министр Темир Сариев.

Все отмеченные выше кандидаты имеют большой политический опыт, пользуются поддержкой элитных групп, а некоторые из них обладают и значительными финансовыми и информационными ресурсами. Примечательно и то, что на сегодня вокруг этих трех игроков объединяются остальные кандидаты.

К примеру, один из кандидатов и лидер парламентской фракции "Онугуу-Прогресс" Бакыт Торобаев и лидер партии "Бутун Кыргызстан" Адахан Мадумаров, который также является претендентом на президентское кресло, решили поддержать Омурбека Бабанова. В свою очередь, один из лидеров южных элит, экс-депутат Камчыбек Ташиев заявил, что поддержит на выборах кандидата от СДПК Сооронбая Жээнбекова.

В целом анализ предвыборной ситуации свидетельствует о том, что основная борьба, скорее всего, будет идти между Жээнбековым и Бабановым. Первый выступает, как уже было отмечено, кандидатом от правящей команды и партии СДПК, лидером которой является Атамбаев. Второй же условно представляет кыргызскую оппозицию. Почему условно? Потому что оппозиция в Кыргызстане далеко не едина и вряд ли объединится. На первого работает авторитет президента Атамбаева, в связи с чем остальные кандидаты обвиняют власти в готовящихся попытках использования административного ресурса. Кроме того, он до недавнего времени занимал пост премьер-министра и успел показать себя как неплохого управленца.

В целом Жээнбеков представляет из себя одного из наиболее влиятельных политиков юга. В свою очередь Бабанов также пользуется поддержкой элит - южных и северных. Также он весьма популярен среди населения и располагает значительными финансовыми и медиаактивами.

Таким образом, ни одного из кандидатов нельзя назвать безусловным фаворитом. При этом следует отметить, что важным фактором для кыргызских избирателей в ходе любых выборов выступает региональная принадлежность кандидата или партии. В стране, к сожалению, все еще сохраняется регионализм, характеризуемый противопоставлением севера и юга республики. 

#3 Какие вызовы стоят перед преемником Алмазбека Атамбаева?

Преемнику Атамбаева придется столкнуться с растущими социально-экономическими вызовами, для решения которых ему будет необходимо заручиться поддержкой всех политических сил в стране.

Особо следует отметить то, что по сравнению с Атамбаевым у нового президента Кыргызстана полномочия будут урезаны. В декабре прошлого года в стране прошел референдум, в результате которого в конституцию страны были внесены поправки, усиливающие полномочия премьер-министра и правящей парламентской коалиции. Поэтому в новых условиях преемнику Атамбаева необходимо будет находить общий язык с парламентом.

 

#4 Как может измениться политический курс страны после президентских выборов?

 На мой взгляд, каких-либо кардинальных изменений во внешней политике Кыргызстана после президентских выборов ожидать не следует. Наиболее вероятные преемники являются системными игроками и имеют достаточное представление о геополитической обстановке в регионе. В этой связи, скорее всего, новый президент продолжит политику многовекторности, как ее понимает кыргызская сторона.

Сказанное относится и к участию Бишкека в ЕАЭС. Промежуточные итоги членства Кыргызстана говорят о том, что вхождение в экономический союз принесло стране определенные выгоды в виде лучших условий для ее трудовых мигрантов.

К примеру, переводы кыргызских мигрантов за 2016 год выросли на 20 процентов по сравнению с 2015 годом, что на фоне Таджикистана и Узбекистана, где объемы переводов сократились, является хорошим показателем. Кроме того, ряд кыргызских предприятий расширил поставки своей продукции в страны ЕАЭС.

Поэтому навряд ли новый президент выступит за выход из экономического союза. Вместе с тем изменений следует ожидать во внутренней политике.

Так, в случае если правящей команде во главе с Атамбаевым не удастся обеспечить преемственность своей власти, в постпрезидентский период в политической жизни Кыргызстана, который согласно обновленной конституции является почти полной парламентской республикой, могут произойти важные перемены.

Самое главное заключается в том, чтобы политические силы страны смогли выстроить для себя оптимальную систему сдержек и противовесов.

tengrinews.kz