Выступление Президента Казахстана Н.Назарбаева на открытии первой сессии Парламента шестого созыва

Құрметті депутаттар!

Баршаңызды алтыншы шақырылымдағы Парламенттің бірінші сессиясының ашылуымен құттықтаймын!

Қазақстан тәуелсіздігінің 25 жылдық мерейлі белесін еліміз жаңа құрамдағы Парламентпен қарсы алуда. Сайлаудың қорытындысы бойынша Парламентке 3 партия және Қазақстан халқы Ассамблеясынан 9 депутат өтті. Баршаңызды тең бәсеке жағдайында өткен сайлаудағы ортақ жеңіспен, депутаттарды жауапты қызметтеріңізбен құттықтаймын!

Тәуелсіздігіміздің 25 жылдығы жаһандық даму тұрғысынан аса күрделі кезеңге сәйкес келді. Әлемдік дағдарыс шиеленіскен жауапты шақта халқымыз сіздерге зор сенім білдірді. Елімізді түбегейлі жаңғыртатын ауқымды істерді заңнамалық қамтамасыз ету сіздерге жүктеледі. Бұл сайлау ерекше өтіп, халықтың белсенділігін көрсетіп берді. Бүкіл дүние жүзіне біз осы жылдар ішінде заңды, ашық түрде баламалы сайлау өткізе алатынымызды дәлелдедік. Дүние жүзінің сарапшыларынан да, бақылаушыларынан да оң баға алдық. Бұл да біз үшін зор жетістік болып саналады. 

 

Уважаемые депутаты!

Поздравляю вас с началом работы Мажилиса Парламента шестого созыва. Прошедшие выборы имеют историческое значение для нашей страны. Их результат точно обозначил высокий уровень сплоченности казахстанцев как Нации единого настоящего и будущего. Наши выборы стали историческим актом, укрепившим казахстанскую идентичность. Голосование на выборах стало всенародным плебисцитом в поддержку Плана Нации. Наш народ вновь доверил политическое лидерство партии «Нур Отан». Я еще раз поздравляю всех казахстанцев с историческими результатами выборов, прошедших в год 25-летнего юбилея Независимости. Также поздравляю всех депутатов нового состава Мажилиса с обретением статуса парламентариев.

 

Уважаемые депутаты!

Новый состав Парламента начинает работу в особенно трудных условиях. Во всем мире бушует многомерный и многоуровневый кризис. Во-первых, непредсказуемы мировые торговые и финансовые рынки. Это негативно влияет на казахстанскую экономику и является ценой объективного риска включенности Казахстана в глобальную экономику. Во-вторых, даже в относительно благополучных странах растет ком различных социальных проблем. Он усиливается ростом безработицы, новой глобальной проблемой беженцев не только из зон военных конфликтов, но и государств, остро переживающих глобальный экономический кризис.

Сейчас, в целом, сложный этап развития мира. Простых решений ни в экономике, ни в геополитике ни для кого не будет. На этот счет не надо строить какие-либо иллюзии. Скажу откровенно, что без взвешенных государственных решений, без новых законов и стратегических программ, принятых за предыдущие 3 года, ситуация сегодня могла быть гораздо более драматичной. Это относится и к нашим стратегическим целям, и к тактическим задачам – Стратегии-2050, государственной программы «Нурлы жол», Плана Нации и другим.

С 1 января нынешнего года Казахстан живет в условиях новой правовой и институциональной среды. Она сформирована принятием 59 законов и более 400 подзаконных актов. То, что вчера было только планами, сегодня стало реальностью. Для каждого казахстанца открываются новые возможности, аналогичные тем, которые есть в самых развитых странах мира.

Приняты меры, настраивающие государственный аппарат на работу в условиях меритократии без каких-либо теневых условий и предпочтений. Прекращена практика командных перемещений. Если за 3 месяца прошлого года было переведено 1722 чиновника, то в этом году – всего 90 человек. Как система равных возможностей утверждена новая карьерная модель государственной службы. Внедрена трехступенчатая система отбора на государственную службу самых компетентных и грамотных специалистов. В государственном аппарате не будет больше уравниловки в оплате труда. Тот, кто лучше работает, будет и больше получать. Повышен размер заработной платы для административного корпуса «Б». Работает новое министерство по делам государственной службы. Созданы новые барьеры перед проявлениями коррупции. Реформа государственной службы выходит на решающий этап, связанный с проведением переаттестации административных государственных служащих.

Новые качества открытости и профессионализма обрела казахстанская система правосудия и правопорядка. Уровень судебной защиты прав казахстанцев и субъектов бизнеса теперь соответствует высоким стандартам государств ОЭСР. Системами аудиовидеофиксации оснащены 75 процентов судебных залов от их общего количества, и эта работа будет продолжена. Для повышения профессионального уровня судейского корпуса ежегодно практическую стажировку будут проходить 100 кандидатов в судьи. Создана Академия правосудия при Верховном Суде. Новым правом обжалования действий судов в Судебном жюри только за два месяца текущего года воспользовались 50 граждан.

Компетенция большинства исполнительных производств передана частным судебным исполнителям. Их сегодня 1046 человек. Создана местная полицейская служба, включившая 6634 участковых. Внедряется практика отчетов полицейских перед населением. Сейчас каждый гражданин может оценить работу правоохранительных органов, используя интерактивные возможности. Действует электронная «Карта преступности».

По вышеназванным двум направлениям сейчас чувствуется желание чиновников кое-какие задачи опять «спустить на тормозах». Из 100 намеченных нами шагов ничего не должно исправляться в угоду чиновникам на местах. Еще раз предупреждаю об этом ответственных лиц.

Коренным образом, в интересах развития бизнеса, преобразовано национальное законодательство в сфере экономики и трудовых отношений. Созданы максимально благоприятные условия и стимулы для отечественного крупного, малого и среднего бизнеса, включая фермеров и аграрные предприятия. По всей стране появятся новые производства и рабочие места. В ближайшие 10 лет планируется создать 660 тысяч новых рабочих мест, в том числе, 70 тысяч – в перерабатывающем и инновационном секторах.

Национальной экономике придана новая инвестиционная динамика. По рейтингу «Легкость ведения бизнеса» наша страна занимает 41 место среди 189 стран. По эффективности рынка труда Казахстан находится на 18 месте среди 140 стран. Открыт «зеленый коридор» для иностранных инвесторов. В аграрный сектор привлечены стратегические инвесторы из Германии, Италии и Китая. С их участием намечено строительство 2 крупных молочно-товарных ферм и завода в Акмолинской области. Есть также проекты строительства современных мясокомбинатов, общей ежегодной мощностью 37 тысяч тонн продукции, в Восточно-Казахстанской, Актюбинской, Западно-Казахстанской и Костанайской областях. Общий объем инвестиций в них – это порядка 66 миллиардов тенге. Легализацию прошли 74,4 тысячи субъектов собственности и ценных бумаг на сумму 576 миллиарда тенге, а также средства объемом почти 334 миллиарда тенге.

Обрела новое дыхание отрасль строительства. Она переходит на систему еврокодов. Сроки представления разрешительных документов сокращены до 15 рабочих дней. В конкурентную среду переданы 50 процентов экспертных работ по строительству.

В Казахстане формируется мультимодальный Евразийский трансконтинентальный коридор как часть глобальной логистики. Только логистическая зона Казахстана в китайском порту Ляньюньган в 7 раз увеличит грузопоток через нашу территорию. Европейская Комиссия сняла все ограничения на полеты в страны ЕС авиакомпании «Эйр Астана».

Реализуется новая государственная программа здравоохранения. На основе нового Закона создается единая система реализации и коммерциализации научных проектов. 5 отечественных научных разработок уже коммерциализируются. 6 казахстанских колледжей получили гранты на общую сумму 425 миллионов тенге от Всемирного банка для своей модернизации. Это важный шаг для реализации проекта «Бесплатное профессионально-техническое образования для всех».

Сейчас под эгидой Ассамблеи народа ведется работа по укреплению казахстанской идентичности. Четвертая реформа – это, прежде всего, новые общественные отношения, новые функции и институты общества и государства. Вся работа по 4 реформе ведется по утвержденным моими Указами трем основным концепциям. Это – Концепция укрепления и развития казахстанской идентичности и единства; Концепция развития Ассамблеи народа Казахстана до 2025 года; Концепция культурной политики.

Сегодня наша Ассамблея впервые стала работать как новая общественная служба гражданского представительства. Впервые Ассамблея народа заработала как новый уникальный социальный лифт, который действует как система социальной меритократии. Теперь Ассамблея открывает новые возможности для каждого сделать карьеру в государственных, гражданских и общественных структурах АНК. Впервые создана и работает республиканская инклюзивная сеть медиации Ассамблеи народа Казахстана. Это Центры медиации, Советы общественного согласия, Советы матерей, Научно-экспертный совет АНК, 16 региональных научно-экспертных групп Ассамблеи.

Выстроена четкая система «обратной связи». Как итог – начала действовать новая эффективная вертикаль управления межэтническими процессами. Благотворительность впервые стала новой общественной функцией АНК. Работает пул из 300 крупных меценатов и благотворителей, создана республиканская база данных нуждающихся в помощи. Впервые проведен общенациональный съезд благотворителей. В рамках проекта «Большая страна – большая семья» организовано 7000 мероприятий в 4800 населенных пунктах.

Заработала новая программа образования и науки. Она переориентирована на обучение на протяжении всей жизни и меняет вектор на потребности рынка труда, подготовку квалифицированных кадров. Такой подход формирует среду для мобильности рабочей силы и продуктивной занятости. В вузах внедряется аккредитация по международным стандартам, заочное обучение заменяется на дистанционное. 100% детей будут охвачены дошкольным обучением.

Уже со следующего года мы начнем поэтапно внедрять трехъязычное образование. К 2020 году будет обеспечен полный переход на 12-летнее образование. Каждый выпускник получит возможность бесплатно освоить первую рабочую квалификацию. По прогнозам ученых, к 2020 году 50% населения Земли будут составлять «цифровые дети». Новому поколению школьников предстоит жить, учиться и работать в полностью цифровом мире. Поэтому необходимо продолжить информатизацию школ. Без этого невозможно решить новые задачи в образовании. 2,5 тысячи школ уже подключены к Интернету. Выделены средства на подключение еще 1500 школ. Правительства многих стран держат этот вопрос на своем контроле. У нас должно быть так. Поручаю Правительству совместно с акиматами обеспечить бесперебойную работу Интернета во всех школах. При этом национальные операторы должны проявлять социальную ответственность и предоставлять специальные тарифы для школ.

Мы интегрируемся в ОЭСР, и нам нужно быть последовательными. В школах всех развитых стран действует пятидневная учебная неделя. Ребенку дают восстановиться, педагогу – отдохнуть и подготовиться к урокам. В некоторых из них действует даже четырехдневная учебная неделя. И переход на такой формат сегодня общемировой тренд развитых стран. Ученые уже научно доказали, что при сокращении продолжительности учебной недели повышается результативность обучения. Нам также нужно внедрять эту практику. Министерству образования и науки нужно начать хотя бы с начальной школы.

Я объявлял о строительстве в Казахстане 20 интеллектуальных школ. Сегодня все они построены. Это очень важный импульс в школьном образовании. В них апробируется новое содержание образования. И уже есть хорошие результаты. В этом году планируется его внедрение для первого класса еще в 30 школах. Но эта работа идет слишком медленными темпами. То, что уже успешно прошло апробацию в интеллектуальных школах должно быть внедрено по всей стране за три, максимум – четыре года. Поручаю министерству образования и науки обеспечить эту работу.

Важные меры приняты в рамках реформы по формированию подотчетного государства.

Во-первых, на новой законодательной основе во всех министерствах и акиматах создаются Общественные советы с участием представителей НПО. Они призваны стать механизмом всенародного контроля при выработке и реализации политики государства.

Во-вторых, проведена оптимизация государственного планирования. На утрату поставлены 8 программ различного уровня, переутверждены в форме правительственных 4 отраслевые программы. Модернизация стратегических планов обеспечила взаимосвязь стратегического и бюджетного планирования, сократив при этом объем документооборота.

В-третьих, заработала новая Система оценки деятельности государственных органов. Внедрена практика ежегодных отчетов перед населением руководителей государственных органов, акимов и национальных университетов. Отчитались акимы Астаны, Алматы и всех областей. Во втором квартале текущего года состоятся отчеты министров, в третьем – ректоров национальных университетов.

В-четвертых, органам местного самоуправления переданы налоги с юридических лиц на транспорт и земли населенных пунктов.

В-пятых, создана Государственная корпорация «Правительство для граждан».

Таким образом, План Нации работает на укрепление общественного согласия и стабильности, на развитие экономики Казахстана в новой глобальной реальности. Это приближает нас к нашей главной цели столетия – войти в число 30 стран-лидеров, делает наше общество крепче, достойнее и увереннее.

 

Уважаемые депутаты!

Перед Парламентом шестого созыва стоит ряд важных задач по дальнейшей законодательной работе.

Во-первых, надо принять единый налоговый и таможенный кодекс, который обеспечит прозрачность всех финансовых процедур. Во-вторых, с принятием кодекса «О недрах и недропользовании» будут аккумулированы в одном законодательном акте все нормы, регулирующие отношения в этой сфере. В-третьих, нужны изменения в действующее законодательство по вопросам электроэнергетики. Это требуется для процесса укрупнения энергопередающих организаций. В-четвертых, в рамках второго этапа реформирования антимонопольной сферы необходимо внести изменения и дополнения в законодательные акты по вопросам конкуренции. В-пятых, следует модернизировать законодательство в части дальнейшей передачи государственных функций в конкурентную среду. Законодательные акты по вопросам органов местного самоуправления должны быть усовершенствованы для эффективного управления ими своими бюджетами и собственностью.

Развитие мировой экономики и международных отношений, разумеется, будут вносить свои коррективы в работу государственных органов, включая Парламент. Убежден, что депутаты Мажилиса продолжат традицию конструктивного взаимодействия в законотворческом процессе с Сенатом Парламента. Важной задачей является разработка Перспективного плана законодательных работ на весь период полномочий Мажилиса. Хочу особо отметить, что в новых условиях возрастает общеполитическая роль и ответственность Парламента в целом и каждой из его палат. Надо усиливать межпартийное взаимодействие парламентариев, добиться слаженной работы всех фракций и депутатских групп. Важная задача – активное участие казахстанских депутатов в международном межпарламентском сообществе. Уверен, что новые депутаты оперативно включатся в работу, а депутаты прежнего состава обеспечат преемственность и быстрый переход на «новые рельсы».

 

Құрметті депутаттар!

Сіздер сайлану арқылы жауапкершілік алдыңыздар. Елдің сеніміне ие болдыңыздар. Баршаңызды тағы да құттықтай отырып, елімізге тыныштық пен амандық, өздеріңізге денсаулық және алдағы үлкен еңбек жолында барлығыңызға зор табыс тілеймін.

 

г.Астана, 25 марта 2016 г.