Выступление Президента Казахстана Н.Назарбаева на открытии второй сессии Парламента РК шестого созыва

Құрметті депутаттар!

Құрметті Үкімет мүшелері!

Қазақстан Республикасы Конституциясының 59-бабына сәйкес алтыншы шақырылымдағы Парламенттің екінші сессиясын ашық деп жариялаймын.

Құрметті депутаттар!

Баршаңызды жаңа парламенттік маусымның басталуымен құттықтаймын.

Жер-жерде сайлаушылармен кездесіп, жаңа ой-пікірлер жинақтады деп сенемін.

Биылғы сессия қастерлі Тәуелсіздігіміздің 25 жылдығын тойлайтын кезеңге сай келіп отыр.

Қазір әлемдік экономика аса күрделі кезеңдердің бірін бастан өткеруде.

Шекара талғамайтын терроризм мен экстремизм дүниенің барлық қиырын шарпып келеді.

Мұның бәрі жаһандық әлемнің ажырамас бөлігі – Қазақстанға да ықпалын  тигізуде.

Соған қарамастан, біз заманның сын-қатерлеріне лайықты жауап беру үшін зор қызметтер атқарып келеміз.

Еліміз Тәуелсіздік тарихының екінші ширегін тың қарқынмен бастайды деп сенемін.

Біз «Қазақстан-2050» стратегиясында көздеген мақсаттарымызға үздіксіз ұмтылатын боламыз.

Алдымызда үлкен міндеттер мен ауқымды жұмыстар тұр.

Бұл орайда, Парламентке де зор жауапкершілік жүктеледі.

5 институттық реформаны жүзеге асырудың Ұлт Жоспарын заңнамалық қамтамасыз ету қарқынмен жалғасын табуы қажет.

Еліміздің дамуына қажетті көптеген заңдар қабылдау керек.

Олардың ішінде кезек күттірмейтін, қысқа мерзімде қабылдау қажет заңдар бар.

Мен кәсіби Парламентіміз өзіне жүктелген тарихи міндетін абыроймен атқарарына сенімдімін.

Уважаемые депутаты!

Поздравляю вас с началом нового сезона законодательной работы!

Вторая сессия Парламента начинает работу в ответственный исторический момент.

Во-первых, Казахстан готовится встретить 25-летний юбилей Независимости. Это центральное событие года.

Нам важно осмыслить достижения нашей страны. Само юбилейное событие должно стать заключительным этапом большой разъяснительной работы, необходимо донести до каждого казахстанца все наши значимые результаты. Также важно определить планы на будущее.

Во-вторых, мы приступили к новому этапу реализации Плана Нации по всесторонней модернизации Казахстана. Парламенту необходимо продолжать традиции конструктивной совместной работы с Правительством.

По всем вопросам разработки и принятия новых законов надо вести тесное и слаженное взаимодействие с Правительством, при этом законы должны быть тщательно проработанными и качественными.

Особенно важно усиливать роль депутатов Сената и Мажилиса в доступном разъяснении людям целей и задач нового законодательства. Прежде всего, надо акцентировать внимание граждан на их позитивный экономический и социальный эффект, пользу для развития бизнеса и повышения благополучия широких слоев населения.

В-третьих, непростой остаётся мировая экономическая и политическая ситуация. Трудности испытывают многие развитые и развивающиеся экономики мира. Падение цен и волатильность на мировых рынках ослабили международную торговлю. Снижены объёмы инвестиционных потоков между странами. Все это негативно влияет на ситуацию в Казахстане, т.к. мы являемся частью мировой экономики.

В этих условиях продолжится реализация Антикризисного плана действий Правительства и Национального банка, который будет своевременно дополняться новыми мерами.

В рамках Пяти институциональных реформ, второй пятилетки индустриализации, новой экономической политики «Нұрлы Жол» надо последовательно создавать новые драйверы роста экономики. Важно продолжить работу по снижению зависимости Казахстана от колебаний мировых цен на сырьевую продукцию. Поэтому нашим приоритетом является государственная поддержка, главным образом, предприятий, производящих несырьевую продукцию на экспорт.

Следует учитывать новые геополитические вызовы. Система международных отношений обрела черты непредсказуемости из-за роста противоречий между ведущими державами. Это затрудняет борьбу мирового сообщества с международным терроризмом и экстремизмом.

Как показали события прошедшего лета, ни одна страна в мире не застрахована от атак террористов. Террористическая угроза стала реальностью и для Казахстана.

Сегодня в международной повестке дня вновь стал актуальным и вопрос о предотвращении глобальной войны и угроза ядерного самоуничтожения человечества.

Всё говорит о том, что отсчёт второй четверти века Независимости мы начнём в сложное время. Но это не должно умалять нашу решимость достичь к середине века Великой Цели – превратить Казахстан в одно из самых развитых государств Евразии, то есть войти в клуб развитых государств мира.

Для этого потребуются ещё более слаженная работа всего государства, в том числе и законодательной ветви власти, единство общества, всеобщая нацеленность на успех и понимание того, что только в условиях стабильности, взаимопонимания и толерантности казахстанцев мы сможем достичь поставленных задач!

Уважаемые депутаты!

В рамках новой сессии вам предстоит обсуждение и принятие почти 50-ти законопроектов. Принятие 7-ми новых законов инициировано самими депутатами и поддержано Правительством. Эти инициативы – важное свидетельство высокого профессионализма депутатского корпуса.

По 28-ми проектам в рамках предыдущей сессии уже начат процесс обсуждения.

В соответствии с Планом законопроектных работ на 2016 год Правительство внесло на рассмотрение в Мажилис 4 проекта, а 7 проектов будут внесены до конца текущего года. Ряд законопроектов будут представлены Правительством во внеплановом порядке.

В целом, депутатскому корпусу предстоит большая работа по следующим направлениям.

Первое. Укрепление законодательных основ безопасности страны. Казахстан, как и практически все страны мира, столкнулся с прямой террористической угрозой. В результате террористических атак в Актобе и Алматы погибли национальные гвардейцы, полицейские и ни в чём не повинные граждане.

В этих условиях государство должно укреплять национальную безопасность. По моему поручению разработаны и вносятся в Мажилис 7 законопроектов по вопросам противодействия экстремизму и терроризму, контрразведывательной деятельности, дактилоскопической и геномной регистрации, пробации, укрепления информационной безопасности.

Прошу депутатов очень серьезно отнестись к предложениям и принять их до конца текущего года.

Второе. Законодательное обеспечение реализации Плана Нации. Прежде всего, важное значение для углубления институциональных реформ будет иметь принятие законодательных актов об оценочной, коллекторской и частной детективной деятельности, Фонде компенсации вреда потерпевшим.

Следует, с учётом международной практики и опыта Назарбаев Университета, законодательно расширить академическую и управленческую самостоятельность высших учебных заведений.

Депутатам предстоит принять дополнения в законодательство в части внедрения самостоятельного бюджета органов местного самоуправления.

Предусмотрен ряд изменений и дополнений в законодательство по вопросам электроэнергетики. Они призваны обеспечить снижение затрат на передачу энергии и, соответственно, уменьшение её стоимости для потребителей.

Важное значение имеет также пакет законодательства о стандартизации.

Как Вам известно, я одобрил предложение Комиссии по земельной реформе о продлении срока действия моратория на отдельные нормы Земельного кодекса до 31 декабря 2021 года. Комиссия по земельной реформе провела большую работу, обсудив проблемные вопросы, волнующие общество. Выработан ряд предложений, который будет отражён в отдельном законопроекте, который внесёт Правительство.

В частности, это касается вопросов совершенствования процедуры предоставления земель сельхозназначения, усиления контроля за их рациональным использованием.

Хотел бы напомнить, что при принятии решения о внесении поправок в земельное законодательство Правительство руководствовалось целью привлечения средств в агропромышленную отрасль. Подъём сельского хозяйства влечёт за собой развитие многих отраслей. Все аграрии знают, сколько усилий предпринималось государством для оказания содействия отрасли. Каждый год в аграрный сектор вкладываются значительные средства, которые не всегда окупаются и возвращаются.

В современной экономике так происходить не должно. Причина заключается в низкой производительности труда в сельском хозяйстве, и для её повышения нужно вкладывать дополнительные средства. Во всём мире работают над привлечением инвестиций в аграрный сектор.

Наше государство также хотело привлечь больше капиталовложений, чтобы поднять уровень и качество сельского хозяйства. Если бы эта работа началась с разъяснения, а потом только принимались законы, тогда ситуация сложилась бы по-другому. Эти аспекты законодатели должны учесть при работе над проектами законов, регулирующих аграрную отрасль.

Третье. Парламенту предстоит рассмотреть и принять законопроект о республиканском бюджете на трёхлетний период. В нём будут определены принципы и подходы бюджетной политики на 2017-2019 годы с учётом глобальных тенденций и рисков, о которых я говорил.

Надо законодательно обеспечить сохранение объёмов расходов на гарантированный государством социальный пакет. Речь идёт, прежде всего, о пенсиях, пособиях, стипендиях и других социальных выплатах.

Важно выстроить бюджетную политику таким образом, чтобы ни при каких обстоятельствах не было допущено снижение уровня жизни казахстанцев.

В одном пакете с трёхлетним бюджетом идут законы о гарантированном трансферте из Национального фонда и об объёмах трансфертов между республиканским и региональными бюджетами. Парламент и Правительство должны жёстче контролировать вопросы освоения бюджетных средств. Тем более что проблема неосвоения расходов бюджета продолжает иметь место и на отраслевом, и на региональном уровне. Выделяемые средства должны работать на развитие экономики, обеспечение занятости и повышение благосостояния народа.

Четвертое. Депутатскому корпусу предстоит рассмотреть вопросы ратификации ряда международных соглашений, заключенных Казахстаном.

Пятое. Парламент - это главный орган народного представительства. Поэтому деятельность Палат Парламента должна быть максимально прозрачной для общества. Важно, чтобы потребность и вся логика принятия законов была ясна и понятна казахстанцам. Этому будет способствовать введение с осенней сессии прямых онлайн-трансляций работы Сената и Мажилиса, а также совместных заседаний Палат Парламента.

Кроме того, необходимо расширить рамки законотворческого процесса. Надо привлекать к нему на стадии подготовки проектов общественных экспертов, представителей непарламентских партий, НПО и СМИ. Следует активно задействовать опыт стран ОЭСР по предварительному информированию населения и общественному обсуждению необходимых правовых нововведений.

Все руководители государственных органов, участвующих в законотворческом процессе, а также партийные фракции должны на регулярной основе информировать общество о планируемых законодательных инициативах. Здесь особо важна инициативная роль парламентской фракции и слаженные действия всех структур и филиалов партии «Нур Отан».

Такой подход к процессу принятия законов повысит правовую культуру казахстанцев.

Уважаемые депутаты!

Уважаемые гости!

Ещё раз поздравляю вас с началом очередной парламентской сессии.

Желаю всем вам крепкого здоровья и плодотворной работы!