Модернизация и массовая культура: вызовы и перспективы

Дата события: 
28 сентября 2017

 

Какова роль отечественной массовой культуры в Казахстане в свете задач модернизации страны? Какие меры следует предпринять государству для развития и поддержки данной сферы с учетом специфики и потребностей самой казахстанской культуры? Этим вопросам был посвящен круглый стол, Института мировой экономики и политики (ИМЭП) при Фонде Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы «Модернизация и массовая культура: вызовы и перспективы» прошедший 28 сентября в г. Алматы.

В нем приняли участие артисты театра и кино, известные в стране кинокритики, художники, представители радио и арт-студий, а также политологи. Алмасов Акылхан, Аравина Ирэн, Капин Чингиз, Борецкий Олег, Кадырбаев Карим, Мануйлов Андрей, Мутурганов Мурат, Снегина Диана, Саин Арман, Сулейменова Сауле, а также Алматбаева Жулдыз и Каражанов Замир.

Организаторы с самого начала призвали участников круглого стола к откровенному диалогу, обмену мнениями, выразив надежду, что все участники мероприятия смогут внести свой вклад в дискуссию, которая нацелена на понимание ситуации, выработку оптимальных путей ее улучшения.

Свое выступление актер театра «Артишок» Чингиз Капин начал с провокационного вопроса о том, существует ли театр в Казахстане вообще, или это всего лишь иллюзия. Он отметил, что на сегодняшний день в Казахстане в сфере театрального искусства нет конкуренции, существуют лишь 2-3 независимых театра, которые создают пространство для развития молодежи, людей, которые интересуются искусством. Проблему Капин видит в недостатке информационного освещения деятельности театров, дороговизне рекламных услуг и афиш. «Я вообще удивляюсь, когда узнаю, что люди знают о нашем театре» отмечает актер.

При этом Чингиз Капин отмечает, что для современного театра важно невмешательство государства в его художественный репертуар. Поскольку естественная траектория развития театрального искусства, напрямую влияет на его успешность, что в частности, доказывает успех театра «АртиШок». 

Сложной в сфере театрального искусства наиболее остается и ситуация с помещениями, театральными сценами для показа постановок. Так, в частности, актер Немецкого театра в Казахстане Акылхан Алмасов отметил, что вследствие этих проблем, не решающихся продолжительное время, актеры вынуждены репетировать на улице. При этом постановки этого театра являются достаточно востребованными. Такая же ситуация и у ряда других казахстанских театров, в числе которых «Жас Сахна». «Мы находимся практически в андеграунде» - отмечает Алмасов. Статус государственного также не всегда гарантирует финансовое благополучие театру. Особенно, когда выделяемых государством средств недостаточно, а различные фонды, к которым обращаются театры за помощью, не могут ее оказать из-за внутренних ограничений финансировать государственные учреждения.

По мнению актеров театра, от решения указанных вопросов, эффект может быть очень значительным как для государства, так и для населения, поскольку современное театральное искусство является достаточно востребованным со стороны казахстанского зрителя.

            Что касается казахстанского кино, то ситуация выглядит более критично, поскольку в стране нет эффективного маркетинга и понимания, чего бы хотел казахстанский зритель. Доминирует развлекательный контент. Об этом, в частности, говорил в своем выступлении кинокритик, философ Олег Борецкий. Вследствие отсутствия социологии кино, главный акцент интуитивно делается на комедийный жанр, который является востребованным отечественным зрителем. Кинокритик задается вопросом о том, насколько массовая культура в этих условиях занимается вопросами духовности, учит, воспитывает, создает позитивную мифологию. Отсутствует как жанр казахстанское кино для детей от 6 до 12 лет, то есть вопросы воспитания будущего поколения пущены на самотек.

Борецкий отдельно отметил, что распространяемые сегодня слоганы и официальные идеологемы отличаются непродуманностью текста и потому не реализуют поставленную задачу. В этом контексте он предлагает государству выделять гранты, оказывать финансовую поддержку организациям, профессионально занимающимся массовой культурой. Поскольку сегодня массовая культура существует по остаточному принципу, и, это напрямую отражается на том, что, не зная пристрастий аудитории, используя в масскультуре исключительно идеологические тренды, казахстанское искусство стремительно теряет свою аудиторию.

Кинокритик отмечает, что на сегодня в киноиндустрии доминирует подход «спрос рождает предложение». Вследствие этого сама индустрия «стирается», а кинотеатры становятся местом, где можно поесть. В этом контексте он делает акцент на том, что в сфере культуры этот подход не применим, напротив, здесь предложение должно формировать спрос, и только такой подход позволит поднять «планку» отечественного кино, и, соответственно оказывать влияние на модернизацию общественного сознания. 

Подтверждают позицию Борецкого данные, которые привел PR-менеджер киносети «Chaplin» Андрей Мануйлов. Онотметил, что в кинопрокате доминирует, западая кинопродукция. Российское кино пользуется слабым спросом в городах Алматы и Астана. На сегодняшний деньказахстанское кино, имеющее определенный успех у отечественной аудитории, это, прежде всего, комедии. Тем не менее, на его взгляд, казахстанское кино пока интересно только своей же аудитории.

Кинокритик Карим Кадырбаев задался вопросом: чем обусловлено то, что месседжи голливудского кино, которое является флагманом в общемировом масштабе, доходят до нашего зрителя быстрее, чем казахстанского кино? Он отмечает, что в основе массовой голливудской культуры лежит простой фундамент, именуемый американской мечтой - self-made person, персонаж, который упрямо движется к своей цели, возвышается в итоге над обществом, проходя через препятствия, становясь «выше, круче и лучше остальных». Тогда как казахстанский герой, не стремится стать лучше, чем остальные в обществе, напротив, он стремится в это общество влиться, «быть как все». Данный фактор, по мнению Кадырбаева, лежит в основе всей казахстанской кинодраматургии и отчасти обусловлен антропологической основной нашего общества, боязнью выделяться на фоне остальных. «Не хватает современного, актуального героя казахстанского, который будет подавать пример будущему поколению» считает кинокритик. Кроме того, большинство фильмов отсылает зрителя в период глубокой истории, в то время как современного прочтения героев, по примеру западных успешных в кинопрокате фильмов не существует. «Где наши великие потомки, где наши великие современники?»  - задается вопросом Карим Кадырбаев.  Вследствие этих причин, на его взгляд, молодое поколение смотрит голливудское кино, а не казахстанское, которое их ничем не привлекает.

Кадырбаев также заострил внимание на том, чтонаряду с талантливыми кинорежиссерами, в казахстанское кино пришло много непрофессионалов, для которых кино не является основной сферой деятельности, но у которых есть средства. Их разовая продукция, не имеющая художественной ценности, дискредитирует в целом весь казахстанский кинематограф. Он считает целесообразным регулировать это направление, создать комиссию, которая могла бы определять, что является искусством, что нет.

            Художники сталкиваются с теми же проблемами. По мнению художницы Сауле Сулейменовой государство не уделяет внимание развитию современного искусства в Казахстане, тогда как именно оно выступает авангардом культуры, по уровню развития которого в мире судят о состояние культуры в стране в целом. При этом арт-объекты — это не всегда объекты для продажи, поэтому, на ее взгляд, желательна была бы государственная поддержка.

Художник Арман Саин, поддерживая позицию своей коллеги, подчеркнул, что важным для Казахстана сегодня является пересмотреть саму концепцию искусства, восприятие художников, которые все еще основаны на устаревшем восприятии. «Мы живем в цифровую эпоху, эпоху мета-модерна, по сути, в совершенно другой реальности и проблемы, которые художник должен поднимать, он должен поднимать с помощью приемов, соответствующих этой эпохе» - подчеркивает Саин.

Следствием же доминирования старых подходов является то, что в стране не получают развития новые формы искусства, такие как мультимедиа искусства, видеоинсталляции, продвинутые классы концептуального искусства и т.д.

В связи с этим художники возлагают определенные надежды на реализацию программы «Рухани жанғыру», надеясь, что в рамках программы будет налажен опыт сотрудничества с зарубежными известными художниками, кураторами, арт-критиками, а также создан международный экспертный совет для популяризации казахстанских художников на мировой сцене. В целом, обеспечена миграция качественных знаний, их доступность.

Тем не менее, на сегодняшний день, по мнению художников, реализация программы происходит непрозрачно, что негативно отражается как на имидже государства, так и на развитие искусства в стране в целом. В этом контексте важным является искоренять монополию в распределении средств, внедрять различные механизмы в этом направлении.

По мнению Ирэн Аравиной, певицы, музыковеда и педагога, автора теле- и радиопроектов об истории джаза, на сегодняшний день музыкальное искусство в Казахстане стремительно теряет свои позиции.

В частности, уже не функционирует Союз композиторов, в Алматы прекратили свою деятельность 4 оркестра, в городе нет филармонии, музыкального театра, студий звукозаписей, на телевидении серьезных передач по музыкальному искусству. Школьники лишены того музыкального образования, которое получали дети, учившиеся в школах в советское время.

В этом контексте она предлагает проводить просветительские лекции в школах, обеспечить больший доступ к музыкальным инструментам, поскольку элементарное незнание музыкальных инструментов отталкивает школьников, влияет на то, что они не хотят приобщаться к искусству. На ее взгляд, это единственный путь выйти из «глубокого кризиса» в котором находится Казахстан в отношении сферы искусства.

Артист, циркач Мурат Мутурганов также придерживается мнения, что цирковое искусство находится в тяжелом состоянии, оставаясь заложником традиционной концепции цирка. Существующий на государственные дотации цирк, на его взгляд, находится в зоне комфорта, и не предпринимает никаких действий для повышения качества своей деятельности, повышения интереса аудитории, расширения репертуара, более того, являясь убыточным для города. В этом контексте решением он считает перевод цирка в доверительное управление, по аналогу алматинского зоопарка.

Телерадиоведущая Диана Снегина отметила, что радио, являющееся «фоном всех людей» все, больше уходит в коммерцию, доминирует развлекательный контент. На ее взгляд, в стране нет ни одной радиостанции, где можно обсуждать актуальные темы, такие как «Эхо Москвы», что, на ее взгляд, является большим упущением, вследствие охвата и аудитории радио. Из-за коммерциализации радиостанций, которые относятся к анонсам культурных мероприятий как к рекламе, у ведущих программ нет возможности поддержать отечественных деятелей культуры и искусства и сообщать слушателям о проводимых в городах мероприятиях.

Политолог Жулдыз Алматбаева отметила, что сегодня искусство — это то, в чем Казахстан мог бы выйти из информационного фарватера России, создавая свою повестку дня, национальный контент и рефлексию. В этом контексте, на ее взгляд, искусство может выступить партнером государства. Для защиты своих интересов деятели искусства могли бы себе помочь, создав своего рода гильдию.

Политолог Замир Каражанов также сделал акцент на том, что представителям искусства нужно создавать консорциум, объединяться для отстаивания своих внутрицеховых интересов. Также он отметил, что объективным требованием времени как в искусстве, так и в любой сфере на сегодняшний день является самофинансирование, конкурентоспособность.

Таким образом, деятели культуры воспринимают общее состояние культуры в стране как упадок, возлагая определенные надежды на государство. Тем не менее, в данном направлении подходы деятелей культуры варьируются от нежелания вмешательства в этот процесс государства из-за засилия пропаганды и псевдоморализаторства, что негативно отражается на зрительских предпочтениях, до, напротив, необходимости вмешательства государства в целях отсечь дилетантов с финансами и приблизить контент к реальным потребностям общества.

В целом, эксперты едины во мнении, что поддержка государства, должна носить точечный характер, и учитывать специфику конкретного направления и жанра искусства.

В этом контексте, авторские коллективы выражают недовольство в отношении того, что государство оказывает помощь исключительно академическим учреждениям, которые, существуя на государственные дотации, по их мнению, не отражают потребностей современного зрителя. В свою, очередь, дотационные учреждения культуры недовольны тем, что выделяемая сумма мала и недостаточна для выживания.

Художники, представители современного искусства в Казахстане, подчеркивают, что оно не получает должной поддержки в стране, хотя, в программной статье Президента РК «Рухани жанғыру» указывается, что в Казахстане «должна быть именно современная культура, та,  что создана и создается нашими современниками».

Большую надежду деятели искусства и культуры в этом контексте возлагают на инициативу «Рухани жаңғыру» в расчете, что она усилит внимание государства к данной сфере и создаст новые перспективы для них в творческом и финансовом плане. Исходя из этого, деятелями культуры ставятся вопросы об обеспечении прозрачности в реализации программы «Рухани жаңғыру» и распределении средств. Важными задачами, в отношении эффективности реализации программы, по мнению экспертов, также являются открытые обсуждения оптимальных путей ее реализации на интернет-ресурсах и в СМИ, налаживание связей, создание международного экспертного совета с участием казахстанских представителей искусства.

Подчеркивая необходимость развития развлекательного контента в массовой культуре, эксперты из сферы искусства отмечают необходимость развития в ней просветительского компонента. Без этого отечественная массовая культура не несет в себе элементы, влияющие на модернизацию общественного сознания, не формирует позитивную идеологию и картину будущего.