Шанхайская Организации Сотрудничества (ШОС) – дилеммы развития

Выступление на 8 Форуме ШОС в г.Пекин, КНР.

(18-19 апреля 2013 года.)

По истечении 10 лет развития ШОС выявились и определенные проблемные зоны в работе организации: разное понимание целевых задач странами–участницами, асинхронность и малоэффективность действий со отдельных государств (групп стран) и в плане международного позиционирования ШОС, нескоординированность экспертной работы, проблемы преемственности власти.  

Международные вызовы и ШОС

Страны-участницы ШОС в той или иной степени подвержены  влиянию следующих глобальных вызовов современности:

  • неопределенность конфигурации межгосударственных отношений и снижение потенциала дееспособности международных организаций, смещение центров принятия решений на уровень ответственных (заинтересованных) региональных многосторонних форматов;
  • обострение противоречий и конкуренции между ведущими центрами силы за зоны влияния и ответственности в различных регионах мира, переходящее в «горячую фазу» своего развития;
  • кризис линейной модели либеральной политической трансформации и связанные с этим диспропорции экономического развития;
  • ценностная деградация идеи и практики глобализации;
  • ускорение исторического времени, требующее принятия решений в условиях дефицита времени и ресурсов развития;
  • девальвация устоев государственности, социальной ответственности власти, размывание концепта национальных интересов;
  • кризис легитимности международного регулирования общественных процессов  в отдельных странах и регионах мира, криминализация политики;
  • размывание цивилизационной и культурной идентичности стран и регионов в условиях глобальной информационной активности, сопровождающейся неопределенностью ценностных ориентиров;
  • истощение природных ресурсов планеты и сужение жизненного пространства человечества.

Назрела необходимость по завершении 10-летнего цикла становления, институционализации и структуризации интересов стран-участниц Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС) перейти на новый качественный уровень своего развития. Он связан с активным международным позиционированием и определением реального места и роли организации в современных международных отношениях.

 Есть ли экспертное сотрудничество в рамках Форума ШОС?

 Актуализация традиционных и нетрадиционных вызовов современным международным отношениям в глобальном и региональном масштабе требует от ШОС разработки эффективных механизмов их противодействию. Это включает и моделирование действий в реагировании национальных правительств и секретариата ШОС. Особую актуальность приобретают угрозы регионального характера.

 В их числе:

  • социальная дестабилизация в зоне ответственности ШОС  в условиях углубления экономического кризиса;
  • проблемы нарушения баланса сил в регионе в связи с предстоящей ситуацией 2014 года – вывода сил западной коалиции из Афганистана;
  • проблемы преемственности власти в ряде стран региона;
  • односторонние решения государств ШОС об интеграции в альянсы и международные структуры, усиливающие дезинтеграционные процессы в регионе ЦА;
  • неурегулированность водно-энергетических и миграционных проблем.

Недостаточное внимание государств-членов ШОС к аналитической составляющей в разработке совместной политики приводит к односторонним, асинхронным и малоэффективным действиям, как со стороны отдельных государств (групп стран), так и в плане общего международного позиционирования ШОС. В итоге, это приводит к снижению международного авторитета организации и уменьшению её потенциала влияния в мире..

По итогам прошлого, 7-го Форума ШОС в г.Алматы (2012г.) было предложено координировать исследовательскую работу стран-членов ШОС.  В то же время еще не разработан механизм взаимодействия аналитических структур с уполномоченными государственными структурами этих стран и органами секретариата ШОС. Отсутствие прямой и обратной связи между аналитиками и политической практикой приводит, как к обесцениванию исследований, так и к необоснованным политическим решениям в ущерб организации в целом.

Следует отказаться от совместной разработки больших стратегических документов, что требует длительного согласования и поиска необходимых средств для их реализации на межгосударственном уровне. Должна быть возможность оперативного аналитического реагирования на текущие вызовы ШОС через экспертные консультации в онлайн-режиме, видео конференции. Сегодня особенно востребованными являются не констатирующая или описательная аналитика, а прогностические, опережающие проектные разработки с многосторонним участием. Проекты должны быть максимально конкретными, точечными и краткосрочными, а следовательно и малозатратными.

Общая идея, но разные интересы

По истечении 10 лет развития ШОС выявились и определенные проблемные зоны в работе организации. Страны, входящие в ШОС не однородны, потенциал их участия и влияния на международные процессы разный. Отличаются и целевые задачи государств. Для одних, ШОС – это площадка для позиционирования участников и их взаимного сдерживания (например, в ситуации Китай-Россия), для других, это один из немногих авторитетных форматов международного сотрудничества, в рамках которого могут быть озвучены национальные и региональные интересы и озабоченности. Последнее особенно актуально, например, для независимых государств Центральной Азии.

 Подобная разобщенность не позволяет ШОС в полной мере соответствовать заявленным ею амбициям и завышенным ожиданиям международной общественности несмотря на достаточно большой потенциал ее влияния в мире. Складывается парадоксальная ситуация «замороженности» формата сотрудничества для закрепления определенного регионального статус-кво. Такая ситуация долго продолжаться не может. Отцы-основатели ШОС говорили о взаимном доверии, своеобразном Шанхайском духе, который должен вывести страны-участницы на уровень решения конкретных проблем. Но сегодня в их отношениях все еще наблюдаются рецидивы недоверия, недобросовестной межстрановой конкуренции за доминирование в регионе, попытки отдельных стран «выторговать» себе сиюминутные преференции.

Такая политика недальновидна в стратегической перспективе как для отдельных стран, так и для организации в целом. Кроме того, страны ШОС участвуют во многих интеграционных международных проектах, которые не синхронизированы с проектами в рамках организации, о чем уже говорилось на предыдущем Форуме. На данный момент это приводит к увеличению взаимного недоверия, противоречиям в экономической политике, противостоянию интересов стран друг другу. Примеров последнего времени предостаточно. Это, и противоречия Таможенного Союза и экономического сотрудничества в рамках ШОС, и водно-энергетические конфликты, и транспортно-логистические «окольные» изыски, и односторонние военно-политические инициативы в области безопасности, заключенные между некоторыми странами в ущерб третьей стране-члену ШОС. К сожалению, данные проекты, возможно отвечающие интересам отдельных государств, все же подтачивают единство и стремление к искреннему сотрудничеству на уровне организации в целом.

Возможно, на официальном уровне имеет смысл признать, что  разноуровневая и разнонаправленная интеграция государств-членов ШОС как между собой, так и с третьими странами не должна противоречить интересам организации. 

Проблемы преемственности власти

Организация переживает достаточно острый период смены политических элит в ряде ее стран-членов и синхронизации в связи с этим национальных долгосрочных стратегий развития на пространстве ШОС в целом. В таких странах как Китай, Кыргызстан, Россия уже произошла смена политических элит. Остальные члены ШОС стоят перед сложной проблемой преемственности власти и политического курса, сохранения устойчивости, в том числе и в сотрудничестве в рамках ШОС.

Сегодня политический истэблишмент трех стран: Казахстана, Узбекистана и Таджикистана испытывает определенное политическое давление как изнутри, так и извне. Это не может не сказаться на их перспективах участия в ШОС.

Укрепление межстранового взаимодействия в ШОС необходимо как на институциональном, так и внеинституциональном уровнях. Как отмечает первый Генеральный Секретарь ШОС Джан Дегуан: «ШОС должна стать поистине народной организацией сотрудничества, гарантирующей гармоничную перспективу многостороннего сотрудничества».

Трансформация традиционных угроз ШОС

Изначально задуманная как международная организация, противостоящая традиционным «трем злам» - терроризму, сепаратизму и экстремизму для стран Центральной Азии, ШОС сейчас сталкивается с ситуацией трансформации этих угроз в источники накопления внутреннего деструктивного потенциала. При этом, эти угрозы и обоснование борьбы с ними зачастую используются как внешними силами, так и некоторыми государствами-членами ШОС для:  укрепления своего присутствия в регионе, решения стратегических задач, прямо или косвенно наносящих ущерб интересам организации и ее отдельных членов.

Назрела необходимость рассмотреть нормы и принципы, предусматривающие пределы допустимости подобного рода политики если она наносят вред хотя бы одному государству-члену ШОС

Рубрики:  Вокруг Казахстана, Китай