К вопросу денонсации американо-кыргызского договора по Центру транзитных перевозок в Кыргызстане

Правительство Кыргызстана 21 мая одобрило законопроект о денонсации американо-кыргызского договора по Центру транзитных перевозок в аэропорту «Манас» и направило его в парламент. В случае его принятия, Центр транзитных перевозок, являющийся важным звеном в цепи снабжения коалиционных сил в Афганистане, будет закрыт с июля 2014 г.

Инициатива кыргызского правительства вызвала волну противоречивых оценок относительно причин, побудивших власти страны к данному решению, дальнейших планов использования аэропорта «Манас», будущего американского и российского присутствия в Центральной Азии, а также возможных осложнений в отношениях между Кыргызстаном и США. Эксперты проводят прямые параллели между действиями нынешних властей страны и администрации К.Бакиева в 2009 г., первоначально форсировавшей вопрос закрытия американской авиабазы в «Манасе», но затем заключившей с США новое соглашение о переформатировании базы в Центр транзитных перевозок. Для К.Бакиева геополитические колебания завершилась утратой доверия у внешнеполитических партнеров и его смещением с поста президента в результате осложнения внутриполитической ситуации. Интрига заключается в том, насколько твердой является позиция А.Атамбаева, как далеко он планирует зайти в данном вопросе, и возможно ли вновь повторение прежних событий.

Постановлению кыргызского правительства предшествовало решение прокуратуры США о прекращении уголовного дела в отношении Максима Бакиева, задержанного в Лондоне в октябре 2012 г. и ожидавшего экстрадиции по запросу США. Теперь, ввиду отсутствия у американского правосудия «конкретных доказательств» в отношении сына экс-президента Кыргызстана К.Бакиева, его экстрадиция в США не состоится, а перспектива передачи М.Бакиева в руки Кыргызстана становится туманной. Кыргызские власти выразили разочарование ситуацией вокруг М.Бакиева. Однако трудно согласиться с мнением, что именно этот вопрос стал катализатором, подтолкнувшим Бишкек к решительным действиям.

Соглашение между правительствами Кыргызстана и США относительно Центра транзитных перевозок в Международном аэропорту «Манас» было подписано 22 июня 2009 г., и его срок истекает в середине 2014 г. Президент Кыргызстана А.Атамбаев не раз заявлял о необходимости закрыть Центр транзитных перевозок ВВС США. Еще в декабре 2011 г., выступая на пресс-конференции после вступления в должность, А.Атамбаев по окончании срока действия двустороннего соглашения предложил перепрофилировать американский объект в «Манасе» в гражданский центр перевозок. Принятие Бишкеком постановления о денонсации соглашения с США, как представляется, было вопросом времени. Его откладывали до удобного момента, и когда, наконец, решились, дело М.Бакиева послужило хорошим для этого поводом. 

Парадокс заключается в том, что изменение правил игры с США Кыргызстан инициирует в условии отсутствия видимого серьезного прорыва на российском направлении. Возросшей внешнеполитической активности в кыргызско-российских отношениях сегодня не наблюдается, за исключением того, что Кыргызстан заявил о твердом намерении вступить в Таможенный союз и ожидает российских инвестиций и прогресса в вопросах двустороннего сотрудничества в водно-энергетической сфере. Можно было бы предположить, что вопрос денонсации американо-кыргызского соглашения был поднят, то есть приурочен к визиту президента России В.Путина в регион для участия в неформальном саммите Организации договора о коллективной безопасности (г.Бишкек, 28 мая 2013 г.) и в заседании Высшего Евразийского экономического совета (г.Астана, 29 мая 2013 г.), где могли бы быть заключены важные для Кыргызстана договоренности в сфере интеграционного сотрудничества. Однако, большинство из рассматриваемых вопросов, включая льготные условия участия Кыргызстана в Таможенном союзе, находятся на стадии обсуждения, а без выхода на конкретные договоренности с Россией инициатива кыргызских властей сегодня выглядит преждевременной.

В этой ситуации показательна реакция США, которые достаточно спокойно отреагировали на действия Бишкека, выразив надежду, что Кыргызстан выполнит свои обязательства, и Центр транзитных перевозок профункционирует отведенный ему соглашением период. Со своей стороны, надо понимать, что до середины 2014 г. и даже после Кыргызстан также заинтересован в поступлениях в местный бюджет от транспортировки через его территории грузов коалиции.

В таком случае действительно ли идет речь о закрытии Центра транзитных перевозок? Не сменит ли американский военный объект в очередной раз вывеску? Не останутся ли американские военнослужащие на территории Кыргызстана как гражданские специалисты?

 Как представляется, одной из основных целей Бишкека является подготовка к ситуации в регионе после вывода в 2014 г. американского и натовского контингента из Афганистана. Соглашение с США по «Манасу» утратит силу в середине 2014 г., и на фоне неопределенности дальнейших стратегических планов США и НАТО Кыргызстан вновь повышает ставки в политическом торге: опереться ли ему в дальнейшем на Россию и интеграционные структуры, либо выйти на новый пакет договоренностей с США, добившись при этом максимизации выгод от американского присутствия в регионе.

Рубрики:  Центральная Азия, Америка